Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Иоанно-Предтеченском храме города Смоленска
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Иоанно-Предтеченском храме города Смоленска
Иоанно-Предтеченский храм,
28 января 2022 г., г. СмоленскВо имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие преподаватели, учащиеся, всечестные матушки, дорогие братья и сестры!
Евангельское чтение от Луки (Лк. 17, 3-10), которое сегодня Святая Церковь предлагает нашему осмыслению, ясно указывает нам на те духовные ориентиры, которым мы должны следовать. Господь произносит очень важную для нас притчу про господина и раба. Обратите внимание на эти образы, ведь состояние раба таково, что несмотря на любую занятость, тяжесть послушаний, которые на него возлагает господин, он, этот раб, вынужден исполнять все то, что повелевает ему господин. И не важно, что раб находился на тяжелых работах, а господин требует, несмотря на это, накрыть ему обильный стол для трапезы. Он дает рабу и иные поручения и не говорит ему “спасибо”, потому что так надлежит работать этому человеку. И раб не ждет от господина своего наград. Он знает, что так повелено ему, рабу, исполнять свои послушания.
Дорогие мои, а каким же образом мы, являясь рабами Божиими, желаем милости от Господина своего? Чего мы ждем от Господа нашего, Творца и Создателя, чадолюбивого Отца? Ждем ли мы, чтобы Он нам много раз говорил “спасибо”, благодарил нас? Мы ждем от Него Его Божественных богатых милостей. Но, при этом, мы должны ясно осознавать: то, что делаем мы – делаем не потому, что это для нас с вами является некой добродетелью, а потому, что мы, поскольку являемся рабами Божиими, обязаны это делать.
Это относится ко всем нам: священнослужителям, монашествующим, учащим и учащимся. Мы с вами призваны к тому, чтобы наряду со своим послушанием Богу, исполнять те послушания, которые взяли мы на себя добровольно. Мы обязаны с благодарностью Богу, с благодарностью к Святой Церкви, нести эти послушания, понимая, что эти добровольно взятые на себя обязательства, являются для нас не добродетелями, а формой нашего послушания Богу, исполнением той воли Божией, которая проявляется на нас с вами.
Поэтому, учится ли кто-то из нас с вами на хорошие оценки – это не добродетель, а обязанность. Тем более, что плохая учёба является поводом для того, чтобы отчислить студента. Есть ли какие-либо научные и иные успехи у преподавателя – это не добродетель, а обязанность нас, преподавателей, духовных наставников к тому, чтобы показывать пример своего служения Богу и Святой Церкви. Является ли усердное исполнение монашествующим келейного правила и иных церковных послушаний добродетелью? Не является, поскольку это обязанность нас, монашествующих. Это та обязанность, которую мы сами на себя добровольно взяли, обещаясь Богу во время монашеского пострига всемерно, безраздельно и самоотверженно нести это послушание Богу.
Поэтому нет наших добродетелей во всем добром, что мы делаем, ни на йоту – это наша с вами естественная обязанность быть добрыми и духовно плодоносить. А мы с вами знаем, какова участь той смоковницы, которая не плодоносит. Ее пожигает Господь. Любые достижения в нашей духовной жизни, любые успехи в нашей личной жизни не могут являться поводом для гордости и самомнения нашего. Это естественный ответ на те духовные дары и те способности, которые Господь обильно подает каждому из нас. А вот, когда мы их не используем, мы смертно согрешаем, мы проявляем ленность, мы проявляем самомнение и губим свои таланты. Но есть ещё один враг всем нашим талантам – это наше непослушание Богу, это наше непослушание священноначалию, это наша гордость перед Богом и ближними.
Поэтому, дорогие мои, пусть эта притча, которую Господь для нашего назидания сегодня предлагает к осмыслению, будет нашим руководством. Но не бывает все так гладко в духовной жизни. Это знает каждый из нас, вступивший на этот путь. Поэтому не только мы, но даже и святые апостолы, как мы сегодня слышали в евангельском чтении, молились Господу: «Умножь в нас веру» (Лк. 17, 5). Почему они так говорят? Да потому что Господь говорит: “Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, прости ему” (Лк. 17, 3-4). Что это означает? Это означает, что наша любовь к Богу и к ближним должна быть настолько совершенна, что мы не должны различать, сколько против нас согрешил тот или иной человек лично. Мы идём и сами ищем поводы к примирению, мы используем любой шанс к тому, чтобы с ближним нашим выстроить добрые взаимоотношения. Это правило нашей жизни. Будем же искать мира во взаимоотношениях с людьми, и в этом будет проявляться сила нашей веры.
Но наши немощные силы недостаточны для того, чтобы совершать эти христианские подвиги. Должна быть сила Божия. А сила Божия бывает от той Благодати, которую Господь обильно подаёт нам. Наша с вами задача – принимать эту Благодать и не сопротивляться Промыслу Божию, который действует в нас с вами. Поэтому, дорогие мои, будем со смирением к Богу и с самоотверженностью совершать наше служение: служение ученическое, служение педагогическое, служение монашеское и служение священническое. Все это – лишь виды служения. Нет достоинства одних людей перед другими, а всего лишь способ благоугодить Богу.
Будем же, каждый из нас, пребывать в том христианском звании, в котором призван, для того, чтобы через послушание Богу, через исполнение того, что Господь вручил нам с вами, достигать спасения. И пусть те наставления, которые святой апостол Павел направляет христианам Фессалоникии, и которые мы слышали сегодня в Первом послании к Солунянам (1 Сол. 5, 14-23) и будут для нас с вами теми духовными наставлениями, которым мы должны следовать. Эти наставления состоят в том, чтобы мы «Духа не угашали, пророчества не уничижали, все испытывали и хорошего держались (см. 1 Сол. 5, 19-21). Пусть эти наставления святого апостола Павла будут в назидание каждому из нас. И пусть каждый из нас, следуя этим апостольским словам, а наипаче Слову Божию, стремится к тому, чтобы исполнить волю Божию, и через это исполнение воли Божией достигнуть Царствия Небесного.
Аминь.