Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Иоанно-Предтеченском храме города Смоленска
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Иоанно-Предтеченском храме города Смоленска
Иоанно-Предтеченский храм,
4 марта 2023 г., г. СмоленскВо имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос прямо говорит нам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). В чем же суть ненависти мира к Самому Богу? Суть в том, что Господь обличает мир в грехе и неправде.
Поэтому, дорогие мои, если мы стремимся в жизни нашей быть служителями этому греховному миру, то мы должны быть готовы к тому, что мы станем врагами Божиими. Почему? Потому что ценности этого греховного мира противоречат самой Жизни, которая есть Христос Бог наш. А те, кто стремятся к тому, чтобы послужить Богу, должны быть, в свою очередь, готовы к тому, что мир их возненавидит, как мир ненавидит всякие добродетели, исходящие от Самого Бога.
И сегодня очень важным, для нас с вами, является размышление над добродетелью, которая называется целомудрие, и как высшее проявление целомудрия – добродетель девства.
И вот один очень яркий случай, который назидателен не только для всякого молодого и даже не очень молодого человека, но и для всякого воина, запечатлен в «Отечнике Проповедника» игумена Марка (Лозинского) в разделе «Целомудрие»:
«Преподобный Николай, память которого Святая Церковь совершает 24 декабря, до поступления в монашество служил в греческом войске. Человек он был богобоязненный, благочестивый, целомудренный, что и доказал делом. Находясь некогда в походе против болгар, он остановился на ночлег в гостинице и там был склоняем на грех дочерью гостиника. Поборов в себе нечистую страсть, он описал смущавшей его всю мерзость ее поступка, отклонил ее от греха и на прощание сказал: «Не видишь ли, что я иду на кровопролитную брань, подумай, могу ли я теперь осквернять себя и прогневлять Бога?». И затем, встав с постели и помолившись Богу, отправился в путь. В следующую ночь во сне ему представилось, что он находится в неком прекрасном месте. Стоявший рядом с ним сильный и величественный муж сказал ему: «Посмотри вокруг и скажи, что увидишь?» – «Ей, Господи, – отвечал Николай, – вижу с одной стороны, что греки болгар рубят» – «Посмотри, – сказал затем явившийся, – с другой стороны, там что?» – «Там болгары секут греков». Битва после этого казалась как бы оконченной и явившийся продолжал: «Посмотри внимательнее на поле битвы, не заметишь ли на нем чего-нибудь особенного?». Николай стал вглядываться и увидел, что вся земля сплошь покрыта мертвыми телами и только одно место среди них оставалось незаполненным. Оно было настолько мало, что казалось оставленным только для одного человека. Явившийся сказал: «Что ты думаешь об этом?» – «Невежда и препрост я, Господи, не понимаю», – отвечал Николай. Явившийся сказал: «Свободное пространство между мертвыми – твое место. Здесь, если бы тебя убили, ты должен был бы лечь вместе с другими. Но поскольку в прошедшую ночь ты сохранил свое целомудрие и победил блудного змея, то тем сам себя избавил от смерти и с телом вместе спас душу». Видение кончилось. Вскоре после этого начались битвы у греков с болгарами, и сначала победа была на стороне греков, затем болгары начали наступать и побили греков великое множество, в живых осталась самая малость. Среди спасшихся был и Николай. Возблагодарив Бога за свое спасение и оплакав павших товарищей, он водворился в монастыре и всю остальную жизнь провел в служении Господу». (см. Игумен Марк (Лозинский). «Отечник Проповедника». Раздел «Целомудрие». 1190. «Преподобный Николай, будучи воином, за сохранение целомудрия был спасен от смерти во время битвы, о чем ему было открыто в видении»).
Дорогие братья и сестры, как важно нам с вами соблюдать целомудрие и другие добродетели вопреки всякой мирской логике. Той логике, которая главным приоритетом ставит получение всех благ в этой жизни. «Что будет в жизни иной – это неважно сейчас, решать эти проблемы будем потом», – говорит эта логика рассуждений и мирской тленный ум. А Господь предупреждает нас о том, что мы должны будем ответить за всякое деяние, за всякий помысел, чувство, которое овладевает нами, и рабом которых мы становимся в нашей жизни.
Поэтому, дорогие мои, будем искренне служить Богу, каждый в своем звании: и священнослужитель, и монашествующий, и мирян. Будем соблюдать все добродетели, которые мы обязаны соблюдать. Будем по слову Божию, которое мы слышали в Евангелии от Иоанна свидетелями (см. Ин. 15, 26-27). Ведь Господь приглашает нас к тому, чтобы мы были свидетелями Его Божественной победы над грехом. С греческого языка слово «свидетель» – ὁ μάρτυς (греч.) – переводится «мученик». Как же нам быть этими свидетелями? Святые отцы наставляют нас, что свидетельство наше состоит в ревностном исполнении Заповедей Божиих. Если кто-то из нас не призван к тому, чтобы очевидным образом пострадать за Христа на нашей личной Голгофе, то монашество, по слову древних отцов, является добровольным мученичеством.
Будем же ревностными свидетелями Христовыми! Всякий из нас, по милости и воле Божией, должен стремиться быть Его свидетелем: будучи главой семейства, будучи работником на том или ином производстве, воином, или кем-то на том месте, куда призовет Господь – везде очень важно это свидетельство ради Бога, потому что оно, во многом, пленяет окружающих людей. Пленяет той милостью, благодатью, которая всегда сопровождает такого свидетеля Христова. Каждый из нас призван для того, чтобы просвещать окружающих нас людей, для того, чтобы быть светильником этого мира.
Дорогие братья и сестры, учащие и учащиеся! Будем нашим служением Богу, нашими трудами на том поприще, на которое Господь нас призвал – на учебном поприще, поскольку мы находимся в учебном заведении, будем свидетелями Христовыми. Будем стремиться к тому, чтобы Свет Христов, отражаясь от наших чистых сердец, просвещал окружающий мир.
Сегодня мы чтим память великомученика Феодора Тирона, истового свидетеля Христова, который не только совершил свой мученический подвиг, не только добросовестно нес свое воинское служение, но и до сегодняшнего дня оказывает помощь православным христианам всех времен и всех народов. Пусть молитвами великомученика Феодора, а наипаче святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, под покровительством которого мы находимся, все учащие и учащиеся, сестры женской монашеской общины, все мы, глядя на этих делателей правды Божией, подражали им и, во-многом, стремились к тому, чтобы хотя бы отчасти исполнить их подвиги, приблизиться к их любви к Богу, чтобы нам, научившись этой любви, взрастить этой любовью Христовой всех окружающих людей, и, тем самым, способствуя и своему собственному спасению, поучаствовать в спасении окружающего нас мира.
Аминь!».