Обновления

Слово архипастыря на Божественной литургии в праздник Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово архипастыря на Божественной литургии в праздник Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в в праздник Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Великомученика Димитрия Солунского женский монастырь,

г. Дорогобуж, 13 июля 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти славных и всехвальных 12-ти апостолов Святая Церковь нам предлагает апостольское чтение Первого послания к Коринфянам, где, в четвертой главе, святой апостол Павел нам возвещает о том, какое наиболее высокое служение существует в Церкви. Наряду со служением наставническим, учительским, есть более совершенный вид служения. Это – духовное отцовство. Поэтому мы слышим от святого апостола Павла: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 15).

Как много, дорогие мои, на нашем жизненном пути бывает наставников, учителей. Эти наставники и учителя бывают совершенно разные, иногда даже противоположные и по характеру, и по навыкам, и по способностям. Дай Бог, чтобы в жизни нашей встретились, в своё время, хорошие учителя. Люди старшего поколения могут свидетельствовать, что образовательные учреждения того, давнего, времени нам предлагали хороших учителей. Эта «хорошесь» учителей измерялась не только знанием предмета, что сейчас, к сожалению, становится одной из проблем образовательной деятельности среднего и высшего образования. Но, что не менее важно, а может быть, иногда более существенно, особенно в начальной школе и школе средней – эти  учителя владели иным, дополнительным, навыком, помимо профессиональных. Они являли собой пример для подражания. Этот пример для подражания отражался, прежде всего, в их отношении к делу, к тому предмету, который они вели, а кто-то из них был ещё и завучем, кто-то был классным наставником.

Мы,  люди старшего поколения, из советской школы, хорошо знаем, как эти учителя стремились к тому, чтобы действительно воспитать. Воспитательная задача была одной из главных в той школе. И задача современного поколения учителей состоит в том, чтобы не просто оказать образовательные услуги, как это принято сейчас говорить. Слава Богу, недавно в федеральных законах было исправлено понятие «образовательные услуги» и вернулись понятия «образование» и «воспитание». Но, к сожалению, так быстро людей невозможно переделать, невозможно людей переформатировать, поэтому те ошибки, которые мы наделали в предшествующие десятилетия, придётся исправлять сейчас. Тем более, тогда, когда мы говорим о патриотическом воспитании. Мы все нуждаемся в том, чтобы подрастающее поколение любило своё Отечество. А как эту любовь в подрастающем поколении воспитать, если иногда и сами учителя не являют пример любви не только к своему делу, но, к сожалению, иногда даже к Отечеству. Это уже, в некотором смысле, является преступлением со стороны таких «делателей» образовательной сферы, потому что одна из главных задач образования состоит в том, чтобы привить любовь к окружающим людям и любовь к Отечеству.

Всякие бывают учителя, и дай Бог, чтобы учитель не только передавал свои профессиональные навыки ученику и делал его способным, знающим предмет, но и передавал личные качества. Личность играет судьбоносную роль, особенно в деле учителя. И к таким учителям относятся, в том числе, пастыри Церкви. Если пастырь Церкви формально относится к своему делу, если он приходит в храм Божий для того, чтобы исполнить положенные богослужения и требы и этим ограничится, то это не добрый пастырь, как минимум. А именно тот добрый пастырь, именно тот добрый учитель, который душу свою полагает за овцы своя, как об этом говорит Господь наш. (см. Ин. 10,11).

Святой апостол Иаков начинает третью главу своего Послании со слов: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3,1- 3,2). Наша с вами задача состоит в том, чтобы, в первую очередь, попасть в руки добрых, лучших учителей. А если мы сами, прежде всего священнослужители и начальствующие в монашестве, таковыми являемся, то мы всегда должны помнить, что на нас смотрят люди, у нас учатся, просят благословения. Поэтому, прежде всего, обращаюсь сегодня к священнослужителям нашей Смоленской епархии, обращаюсь к монашествующим с тем, чтобы нам, в первую очередь, являть собой пример подлинного учительства. Это подлинное учительство в совершённом виде своём имеет новый уровень, который святой апостол Павел называет духовным отцовством. Чем отец отличается от учителя? Тем, что, прежде всего, отец рождает. А если мы говорим о духовной жизни, то здесь идёт речь о духовном рождении: когда человек перестает быть светским, и, благодаря духовному наставничеству, становится на путь духовной жизни. Это уже новое рождение, это новый жизненный путь. Помимо того, что на духовном пути такой человек имеет способность рождать во Христе, как об этом говорит святой апостол Павел, такой человек ещё и духовно наставляет. Любящий отец в подлинном смысле заботится о человеке. Если учитель и наставник ограничивают время своей заботы профессиональными ограничениями, связанными с тем, что есть рабочее время, есть время отдыха, то подлинный отец, подлинная мать никогда не оставляют своё духовное чадо. Они всегда пекутся и заботятся о том, чтобы духовное чадо получало спасение во Христе. Дорогие мои, очень важно, когда мы оказываем такое духовное руководство, заботиться о своих чадах всегда и никогда не это делать.

Все, о чем мы сегодня размышляем, относится и к родительским функциям. Родитель призван к непрестанной заботе: нет такого времени, когда бы родитель не мог бы или не должен был заботиться о чаде своём. Даже если чада нет рядом дома, если оно где-то отсутствует: на послушании, на работе, на службе Отечеству, особенно на службе, задача родителя – молиться о таком чаде. И нет более действенной духовной помощи, чем молитва матери и молитва отца о своём чаде. Сам Господь через такую молитву руководит нами. Поэтому, дорогие мои, так важно видеть родителей в наших православных храмах, особенно тех родителей, дети которых сейчас защищают наше Отечество на фронте. Важно видеть жён тех защитников Отечества, тех офицеров, которые сейчас защищают наше Отечество. Где они? Мы задаём себе вопрос. А лучшей помощи, лучшей защиты для солдатика, который рискуя жизнью, идет вперед, чтобы совершить свой подвиг и надеется лишь только на Бога и на счастливый случай, чем материнская молитва, нет.

Дорогие братья и сестры, будем с высокой ответственностью нести своё служение священника, монашествующего, мирянина. Ведь служение мирянина не менее ответственно. Мы все время с вами это повторяем. Будем призывать окружающих нас людей, особенно тех, от которых ждут молитв, чтобы они подключались к нашей общей соборной молитве и возносили к Богу молитвы об Отечестве нашем, о солдатиках наших, защищающих его, о всех нас, и в том числе, и о возрождении нашей с вами любимой Свято-Духовой Димитриевой обители.

Если мы все вместе с вами, дорогие братья и сестры, будем молиться о том, чтобы Господь и великомученик Димитрий помогли нам возродить эту нашу святую обитель, то Господь через великомученика Димитрия обязательно направит нужных людей. Будем возносить наши молитвы, будем не оскудевать в нашем крестоношении, будем совершать с усердием положенные нам правила и послушания ради того, чтобы мы, подобно святому апостолу Павлу радовались тому, как созидается церковная община, как приумножается количество верующих людей. Будем усердно трудиться, чтобы святой апостол Павел, святой апостол Пётр и другие святые апостолы, ныне пребывающие у Престола Божиего, и молящиеся о том, чтобы Господь смилостивился над родом человеческим, порадовались тому, что мы являем собой единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово архипастыря на Божественной литургии в праздник Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов