Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский кафедральный собор,
17 сентября 2023 года, г.Смоленск
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, мы слышали у евангелиста Матфея, как некий законник спрашивает Господа о том, какая большая заповедь во всём Законе Божием? И мы не удивляемся тому, что Господу задают такие вопросы, поскольку и в отношениях человеческих очень важно постигать личность другого человека, задавая ему вопрос. Поскольку у нас нет духовного зрения и способности созерцать личность другого человека, узнаем о другом через его образ мыслей, через его конкретные действия, которые исходят от личности. И для того, чтобы ускорить это узнавание, мы задаём вопрос.
Эти вопросы задают тогда, когда любят другого человека. Всякие вопросы задают и тогда, когда человека не любят, когда стремятся выяснить те или иные обстоятельства совершённого ими злого поступка. Везде требуется вопрошание и, по возможности, искренний ответ. Господь со всею Своею Божественною искренностью отвечает на вопрос, заданный, может быть ради того, чтобы уличить Господа в нарушении Закона или в незнании Закона, но Сам Творец Закона знает, в чём суть Его Божиего законодательства. Эта суть заключена в словах Христовых, что первая и наибольшая заповедь – это любовь к Богу, вторая, подобная ей – любовь к ближним.
Что представляют из себя эти заповеди? Ничто иное, как законы бытия. Эти законы бытия отражены в самых первых действиях Бога по отношению к миру. Поэтому, открывая первые строки Библии, мы находим свидетельство того, как Господь творит мир и венцом творения мира является сотворение человека, которому Господь повелевает закон любви, послушание Богу, преумножение человеческого рода в любви и послушание друг к другу. Но человек преступает закон Божией любви, он изменяет Божии заповеди, тем самым предаёт Божию любовь. Тогда Господь, который в совершенстве любит своё творение человека не уничтожает человека. Он помещает его туда, где человек способен выжить в условиях своего личного предательства Бога.
Поэтому мы тоже читаем в книге Бытия о том, что человек, совершив преступление перед Богом, сам скрывается от Него, ему стыдно видеть Бога. Господь, чтобы смягчить этот стыд, помещает его в пространство, которое удалено от Бога. И в этом пространстве возникает всё человечество. Это пространство наполнено присутствием Божием, Его знаками, Его явлениями, Его действенной Божественной силой, которая заключается не только в Законе Божием, но и в законе человеческом.
Поэтому Бог предусмотрительно, кроме первой и наибольшей заповеди любви к Богу, учреждает равную ей – любовь к человекам. Это является безусловным Законом Бытия. Не только Божественного отношения к человеку, но и отношения человека к Богу. А в отношении любви к ближним, Господь повелевает, чтобы эта Божественная любовь была всегда запечатлена во второй, ничуть не меньшей заповеди.
Что есть любовь к Богу? Это есть формула бытия человека, стремящегося к тому, чтобы быть рядом с Богом. Закон любви Бога к ближним запечатлён во всём творении Божием, причём творении не только одушевлённом и личностном, к коим относится человек, но и к неодушевлённой твари. Ведь совершенная, сотворённая Богом природа является ничем иным, как отражением Божественной любви, и куда бы мы не взглянули – в творение Божие, мы всегда неизменно видим Его предусмотрительную заботу о самых мельчайших частицах бытия этого мира.
Всякий учёный, который изучает естественные науки, знает, что весь мир наполнен законом. Эти законы действуют как в макромире, так и в микромире, и все подчинено логическому действию, всё подчинено гармонии. А дисгармония – это то, что грех внёс в мир. Первым явлением этой дисгармонии явилось нарушение заповеди Божией любви ещё в самом Раю. Но Господь и тогда не оставляет человека, помещая его в естественное для него пространство. Господь посылает Ангелов Своих, Господь посылает пророков, Господь даёт Моисею Закон Божий. Через этот Божественный ориентир, коим является Ветхозаветный закон, Господь напоминает, что сутью этого закона является любовь Бога к человеку.
Почему любовь к ближним является равной Божией заповеди любви к Нему? Да потому что в этой любви к ближним отражена сама суть Божественной любви. Когда мы любим ближнего, значит, мы любим всё то Божие, что есть в нашем ближнем. Когда мы и в самом себе отвергаем всё то, что не относится к Богу, что является вторичным по отношению к Богу и к сути нашей с вами жизни, а суть нашей жизни – стремление к Богу, когда мы начинаем с самих себя и отвергаем, всё, что не относится к Богу, а к Богу не относится грех, когда мы стремимся не только в себе самих, но и в окружающих нас людях рассмотреть Божие и это Божие любить, – тогда мы являемся исполнителями второй, такой же заповеди любви к ближним.
Но для каждого из нас способность любить ближних является тяжелейший наукой, на которую мы тратим иногда даже целую жизнь, для того, чтобы через испытание, через потери, через собственные неудачи и ошибки в конце концов понять, в чём есть суть любви к ближним. Когда мы не только теоретически, а всем существом своим начинаем понимать, что любовь к ближним – это есть не что иное, как любовь к Богу, это самоотвержение своего эгоизма, это узнавание Бога в том человеке, в отношении, которого мы произносим «люблю». Когда такое узнавание Бога в другом человеке есть со словом «люблю», тогда это и есть подлинная любовь человека. Когда нет этого ощущения любви к Богу в другом человеке, тогда это значит, что это не настоящая любовь, это влюблённость, это увлечение, Это, может быть, заблуждение.
Как много мы ушами слышим слово «люблю» от разных людей и из информационного потока! Как обесчещено это само понятие любви! Как оно лишено всяческих смыслов, кроме эгоизма, кроме желания обладать другим и прочим, что относится ко греху. Но Господь напоминает, что нет никакого иного прочтения любви к ближним, чем то, которое Сам Господь учредил.
Поэтому, дорогие мои, задача каждого из нас – учиться любви к ближним через любовь к Богу и одновременно, как напоминает нам сам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, говоря о том, что «кто ненавидит ближних, тот ошибается» (см. 1Ин.2,11), что любит Бога, нам необходимо учиться любви к Богу через наше отношение к ближним. И если мы являем себя православными христианами, если мы благочестиво ведём себя в храме и все окружающие нас прихожане, наша духовная семья, знает, что мы благочестивы, но при этом дома, в домашних условиях или на предприятии, где мы трудимся, или в иных обстоятельствах, мы являемся бесчестными людьми по отношению к ближним, значит мы не христиане, значит мы обманываем себя и других, говоря о том, что мы любим Бога, и может быть самых близких людей. Невозможно любить только свою семью и ненавидеть иных окружающих людей. Либо мы любим ближних, и это относится к каждому человеку, кто соприкасается с нами, – либо мы не любим никого.
Вся наша жизнь – это школа приобретения благочестия, это время испытания нашей любви к Богу и ближним. Так постараемся Божественной благодатью, нашим покаянием перед Богом, нашим духовным исправлением стремиться любить ближних и через эту любовь к ближним стремиться к тому, чтобы Господь открыл нам, что такое любовь к Богу. Поэтому, спрося сейчас каждого из нас, насколько он любит Бога, начиная с меня, мы будем ошибаться, говоря, что я люблю Бога, но при этом любая худая мысль, любое худое чувство или любой поступок обличает мою совесть в том, что я не по-настоящему люблю Бога, я не по-настоящему люблю ближних, поскольку сделал ближнему даже мысленно плохо.
Дорогие мои, будем каяться перед Богом, будем стремиться к тому, чтобы как можно меньше было злых мыслей и злых поступков в наших отношениях. Только искреннее, честное стремление сделать другому человеку лучше, указать другому человеку путь к Богу, обратить внимание на те лучшие стороны, которые есть в другом человеке и всячески поддержать эти лучшие стороны – вот, в чём наше с вами назначение. Это требует чрезвычайного труда – самоотвержения, борьбы с самим собой.
Мы с вами знаем о поступках, которые совершают наши воины там, во время проведения специальной военной операции, находясь в нечеловеческих бытовых условиях, испытывая ежеминутный стресс, но при этом ещё имеющие способность пожертвовать жизнью своей ради ближних. Которые, видя неминуемую гибель, не бегут с поля боя, а накладывают на себя крестное знамение и совершают свой подвиг. Не это ли есть совершенство любви к ближнему? Не это ли есть совершенство любви к Богу?
Поэтому и мы, дорогие мои, пусть каждый из нас, находясь здесь, в мирных условиях, имея все возможности в деятельности проявлять нашу любовь к ближним, совершит свой личный подвиг в жизни и проявит деятельную любовь к тем, которых лично когда-то ненавидел, которых лично обидел. Даже через простое слово «прости», через добрый поступок к тому, которому совершил зло, через преодоление самого себя мы бы могли каждый из нас являть свою любовь к ближним.
Пусть Господь Сам поможет нам. Пусть благодать Святого Духа укрепит нас, пусть сила Божия в немощи человеческой совершается. Там, где сила Божия, которая преодолевает все невзводы, все препятствия, все страхи, все разочарования, уныние, печаль, там радость, там красота, там счастье в Боге. Будем стремиться к радости, ко благу, будем стремиться к тому, чтобы нам выходить из тени собственных греховных поступков, мыслей, чувств и пребывать в Свете Божественной любви, совершая свой человеческий подвиг и стремясь к Богу, который учредил неизменный закон Бытия. Мы все участники этого закона, хотим мы этого или нет. Но всякий Божий Закон стремится к нашему личному благу. Так используем эту возможность быть с Богом, пожертвуем собой ради любви к Богу, и тогда мы будем достойными наследниками Царствия Небесного.
Аминь.