Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в субботу перед Воздвижением
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в субботу перед Воздвижением
Свято-Успенский кафедральный собор,
г.Смоленск, 23 сентября 2023 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали евангельское чтение, в котором Сам Господь говорит о Своём Втором и Славном Пришествии, причём Сам Господь говорит: «вы не знаете, и даже ангелы не знают того часа, когда это произойдёт, только Отец Небесный» (см. Мк. 13, 32). Но для нас это с вами не должно быть чем-то непреодолимым. Это не может нас смущать, поскольку знание времён и лет не является для нас полезным. А вот то, к чему призывает нас Господь, безусловно, для нас с вами чрезвычайно актуально.
Господь говорит: «бодрствуйте и молитесь» (Мф. 26, 41). Что такое бодрствование? Это состояние духа, противоположное состоянию духовного сна. Духовный сон – это беспечность по отношению к себе и к окружающим людям. Это духовная слепота, это неспособность противостоять тем угрозам личности и духу человеческому, которые бывают тогда, когда человек буквально физически спит. Но духовная слепота намного опаснее обычного человеческого сна, потому что так бывает, что человек легко пробуждается от сна, и, вот, он, уже бодрый, готовый к деятельности. А духовный сон является свидетельством болезни души. И эта болезнь души не преодолевается тем, чтобы вскочить на ноги и начать что-то делать. Духовная болезнь сопровождается теми страданиями, которые обычно бывают у людей, физически страдающих.
Не так просто избавиться от духовного сна, нужно быть способным духовно проснуться. Это возможно только тогда, когда человек предпринимает усилия, когда он обращается к Богу, и Господь делает его бодрственным. Можно даже говорить о том, что духовное бодрствование – это есть дар Божий, как и все, что связано с человеческой добродетелью. Это ничто иное, как подарок от Бога. Бодрствовать – значит, быть всегда духовно готовым к любым вызовам. Бодрствовать – это непременно ощущать на себе взгляд Божий.
Некоторым из вас может быть известно иконописное изображение, которое называется «Недремлющее Око», когда изображается некий Божий глаз. Этот глаз, поскольку он иконописно изображён, очевидным образом, представляет нам то, что Господь, даже не моргая, смотрит на нас. Это Божие смотрение означает для нас с вами тот беспрестанный, ежесекундный Божий Промысл, который Он, Творец, оказывает по отношению к нам.
Способность нашему человеческому духу и сердцу видеть этот непрестанный Божественный взгляд на себе и означает духовное бодрствование. Но его невозможно достичь какими-то человеческими искусственными усилиями. Его невозможно достичь какими-либо рецептами. Это, действительно, дар Божий. Поскольку этот дар Божий, необходимо нам на нашем пути духовного делания просить Бога о том, чтобы Господь даровал нам эту способность духовного бодрствования. Господь не случайно в этих словах о своём пришествии приводит образ Ноя, который в течение, как мы знаем, ста лет строил ковчег Завета, а люди, окружающие его, не понимали, что он делает. Почему он среди пустынного места вдалеке от водоёмов строит этот большой корабль? Для чего? И делал же это он продолжительное время – целых сто лет.
Люди во времена Ноя рождались, умирали, играли свадьбы, испытывали человеческое счастье, но никто не понимал, почему за это продолжительное время Ной к чему-то готовится. Этот образ Ноя для нас с вами является ярким примером духовного бодрствования, когда человек, несмотря на все внешние обстоятельства, несмотря на угрозы и общее непонимание, все равно следует заданной цели. И эту цель для Ноя определил Господь.
Ещё иной образ Сам Господь приводит для того, чтобы нам разъяснить, что такое духовное бодрствование. Он приводит образ господина, который знает, когда вор посетит его имение. Зная это, он укрепляет свои стены. Зная, где может быть подкоп, он обеспечивает безопасность того места, где он проживает. Поэтому для нас с вами очень важно следовать примеру этого господина, понимая, где в нашей духовной жизни тонко, где в нашей духовной жизни те места, через которые враг человеческий бывает способен пролезть в самую глубину нашего сердца.
Этими воровскими подкопами являются наши страсти. Через эти духовные пространства враг рода человеческого, диявол, проникает в душу человеческую, разрушая её изнутри. Очень важно нам, как рачительному хозяину нашего дома, позаботиться о том, чтобы эти «подкопы» были завалены. Завалены той землёй нашего покаяния, теми слезами, которые мы проливаем перед Богом для того, чтобы изменить наш образ жизни к лучшему. Мы призваны к тому, чтобы бороться с собственными страстями, чтобы обеспечивать безопасность своей личности, которая Богом дарована и которая призвана к тому, чтобы наследовать жизнь вечную.
В этой борьбе необходимо всегдашнее бодрствование. Поэтому, дорогие мои, слыша сегодня слова самого Господа о Его Втором Пришествии, будем бодрствовать, понимая, что этим вором, по мнению Святых отцов, является и наша внезапная смерть, которая также настигает нас неожиданно, тогда, когда мы не знаем. Через наше духовное бодрствование, то есть, через молитву к Богу, через постоянное обращение нашего ума и нашего сердца к Богу, будем верными делателями на ниве Христовой, будем ожидать пришествия Господня. И через это ожидание мы приобретём те необходимые навыки, которые сделают нас способными противостоять всяким невзгодам этой жизни. Они сделают нас мужественными, сильными, мудрыми. К этому нас призывает Господь.
Дорогие братья и сестры, будем бодрствовать, молиться, будем являть пример подлинного церковного делания, не просто приходя в храм Божий и не просто зная церковные традиции и правила, но, духовно разделяя все то, что происходит в храмовом пространстве во время богослужения, являя себя подлинными участниками богослужения. Это подлинное участие бывает тогда, когда мы исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Тайн, когда мы делаем себя соучастниками богослужения. Так используем же те возможности, которые Господь даёт нам к нашему спасению: будем бодрствовать, молиться, призывать благодать Святого Духа, которая укрепляет наши немощные силы. И через стяжание благодати Святого Духа будем все вместе, соборно, одной большой семьёй Христовой достигать Царствия Небесного.
Аминь.