Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти преподобного Кириака Отшельника
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти преподобного Кириака Отшельника
Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь,
г.Смоленск, 12 октября 2023 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Для всякого христианина вера во Христа должна быть основой духовной жизни. Именно эта вера во Христа Спасителя и стала поводом для избрания святых апостолов, о чем мы только что слышали из 6-й главы Евангелия от Луки (см. Лк. 6, 12-19). Именно вера людей, прикасающихся ко Христу, исцеляла их. Именно вера открывает будущее человека, укрепляет его в духовной жизни.
Как об этом сегодня мы слышали в Послании к Филиппийцам святого апостола Павла, который говорит: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (1Флп., 1,21). Насколько далеко от нашего понимания находятся эти слова, когда мы слышим, что для апостола смерть оказывается приобретением? Ведь для каждого из нас это – невероятная трагедия. Это катастрофа, умереть или быть свидетелем смерти другого человека. А для святого апостола смерть – это приобретение.
Почему так говорит апостол? Мы дальше читаем в этой Первой главе Послания к Филиппийцам. Он говорит: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (1 Флп., 23-24).
Дорогие мои, будем ценить то, что Господь в нашей жизни даёт нам верных духовных наставников. Этими верными духовными наставниками являются те, кто оставил нам своё великое духовное наследие. Это апостольские послания, это творения Святых отцов, это живые свидетели веры – наши духовники, духовные наставники. Поэтому, по слову апостола Павла, полезнее нам со своей стороны всячески подражать нашим наставникам, поскольку они заботятся о том, чтобы в жизни своей подвижнической помогать нам.
Сегодня память преподобного Кириака Отшельника, подвижника благочестия, который жил во времена преподобного Евфимия Великого, преподобного Пахомия Великого и преподобного Герасима Иорданского. Подобно преподобному Антонию Великому Кириак ещё семнадцатилетним юношей, как мы это читаем в Житии, находясь в храме, услышал слова Спасителя о том, что «блажен, кто оставит отца или матерь и последует за мной» (см. Мф. 19,29). Кириак воспринял это Слово Божие, как лично относящиеся к нему. Поэтому прямо из храма, не заходя домой и не извещая родственников, он ушёл в пустыню. По благословению преподобного Евфимия он подвизался под духовным началом преподобного Герасима Иорданского. Он был свидетелем тому, как преподобный Герасим заботился о льве и в самые древние годы жизни преподобного Кириака, а это жизнь, несмотря на тяжелейшую духовную аскезу и редкое употребление пищи и неспания, бдение духовное, он прожил 107 лет более ста лет в пустыне. На старости лет, в утешение от преподобного Герасима ему также помогал лев, который защищал его от разбойников и помогал ему в выживании.
Преподобный Кириак стал великим подвижником благодаря своим наставникам. И мы, дорогие мои, не сможем правильным образом настроить струны нашей духовной жизни без того, чтобы у нас был духовник. Поэтому у всякого из нас, кто бы кем ни был – архиереем, священником, монахом мирянином, должен быть духовник, который указывает нам на Слово Божие, на традиции и на духовный опыт Святой Церкви, и через это указание помогает в нашем спасении.
Поэтому позаботимся, дорогие мои, о том, чтобы у нас был у каждого свой духовник, чтобы через это духовное наставничество нам приобрести спасение и нам подражать этим великим угодникам Божиим, в том числе, преподобному Авраамию Смоленскому, нашему духовному наставнику всего народа, живущему в Смоленском регионе. Пусть их молитвами, их предстательством, их примером жизни, а значит, и опытом их указания, и мы получим извещение веры, как об этом говорит святитель Филарет Дроздов, современник Александра Сергеевича Пушкина, митрополита Московского, который даёт определение вере: вера, есть упование, извещение, обличение вещей невидимых».
Пусть в нашей искренней вере в Бога Господь откроит нам пространство духовной жизни, которое было бы полезно для каждого из нас, которая бы укрепила и создала все необходимое для того, чтобы каждый из нас обрёл спасение во Христе Иисусе.
Аминь.