Обновления

Приветственный адрес епископа Луховицкого Евфимия, председателя Синодального миссионерского отдела

Главная > Новости > Приветственный адрес епископа Луховицкого Евфимия, председателя Синодального миссионерского отдела

Приветственный адрес епископа Луховицкого Евфимия,
председателя Синодального миссионерского отдела,
организаторам и участникам конференции
«Миссионеры и миссии в контексте церковной истории XVIII – XX вв.»

 

 ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ  И С И Д О Р У
МИТРОПОЛИТУ СМОЛЕНСКОМУ И ДОРОГОБУЖСКОМУ,
РЕКТОРУ СМОЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

РЕКТОРУ СМОЛЕНСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
М. Н. АРТЕМЕНКОВУ

Ваше Высокопреосвященство!
Досточтимый Михаил Николаевич!
Уважаемые и участники и гости конференции!

        Позвольте приветствовать всех Вас с началом работы I Всероссийской церковно-научной конференции: «Миссионеры и миссии в контексте церковной истории XVIII-XX вв.», которая проводится в рамках проекта «Государственно-конфессиональные отношения в России: история и вектор развития».

Считаю очень важным, что миссиологическая проблематика оказалась в центре внимания не только церковных, но и светских ученых, поскольку наряду с представителями Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Смоленской православной духовной семинарии и иных духовных учебных заведений, в данной конференции принимают участие и исследователи из Института Российской истории и Института всеобщей истории РАН, Российской академии образования, Смоленского государственного университета, а также многих других научно-образовательных центров России. Важность этого соработничества невозможно переоценить.

Тема нашей конференции предполагает изучение миссионерского служения Русской Православной Церкви как непрерывного процесса, происходившего на протяжении трех столетий – XVIII-го, XIX-го и XX-го. В этой связи полагаю очень правильным с точки зрения методологии не делить историю миссии на дореволюционный и послереволюционный периоды. Вместе с тем, конечно же, исследователь не может не обратить внимание на то, что в XVIII-м, XIX-м и в начале ХХ-го века основным вектором развития церковной миссии был восточный. Этому во многом способствовала деятельность Казанской духовной академии, которая изначально создавалась именно как миссионерское учебное заведение, готовившее миссионеров, владевших восточными языками. С начала XVIII века в Поволжье, на Урале и в Сибири стала проводиться систематическая миссионерская работа, а в XIX столетии на восточных рубежах Российской империи и за ее пределами был создан целый ряд духовных миссий, которые занимались духовным просвещением нехристианских народов. Можно смело утверждать, что к середине XIX века миссионерство стало одним из основных направлений церковного служения, которому уделялось самое пристальное внимание со стороны государства. Вторая половина XIX-го и начало ХХ-го века стали временем подлинного расцвета миссионерского служения. Именно в эту эпоху трудились выдающиеся миссионеры, многие из которых причислены к лику святых. Достаточно вспомнить в этой связи имена святителей Иннокентия Московского и Николая Японского.

Хотел бы особенно отметить, что нынешняя конференция проходит в Смоленске, именно в том городе, где в 1851–1857 гг. в Смоленской духовной семинарии учился студент Иван Дмитриевич Касаткин – впоследствии архиепископ Токийский и Японский Николай, основатель Японской Православной Церкви, ныне прославленный в лике святых как святой равноапостольный Николай Японский. Этот факт указывает на неразрывную связь миссионерского служения с глубокими традициями Православия, которые сохраняются в самых древних, «корневых» епархиях Русской Православной Церкви. Не так давно на родине святителя в селе Березовом Оленинского района теперь уже Тверской области был установлен памятник этому святому.

Особое значение в свете изучения истории миссии Русской Православной Церкви, несомненно, имеет личность свт. Иннокентия Московского. О трудах этого выдающегося миссионера написано множество научных работ, не так давно в издательстве Московской Патриархии вышло собрание его трудов. Отмечу здесь, что назначение епископа Иннокентия в 1867 г. из самой дальней на тот момент Благовещенской епархии на древнюю и авторитетную Московскую кафедру и его возведение в сан митрополита говорит о том серьезном значении, которое придавалась в ту эпоху миссионерству на самом высоком церковно-государственном уровне. Став митрополитом Московским, святитель Иннокентий не оставил попечения о развитии миссии, но использовал новые возможности для создания структур, призванных вывести дело миссии на более высокий уровень. Так, в 1869 г. было создано Православное миссионерское общество, которое состояло под покровительством императрицы Марии Александровны и действовало под начальственным наблюдением Святейшего правительствующего синода. Председателем общества был избран митрополит Московский и Коломенский Иннокентий. В 1870 г. святитель Иннокентий создал Покровский миссионерский монастырь, при котором с помощью Православного миссионерского общества был открыт Миссионерский институт для подготовки монашествующих, отправляющихся на миссионерское служение.

Наверное, наиболее известным зарубежным миссионерским учреждением XVIII – XX вв. стала Пекинская духовная миссия, которая просуществовала более двухсот лет. Члены этой миссии внесли огромный вклад в развитие русско-китайских отношений, в изучение языка, культуры и традиций Китая. Нельзя не упомянуть в этой связи имя архимандрита Палладия (Кафарова), который получил мировую известность как выдающийся специалист в области синологии. На рубеже XIX – ХХ вв. значительных успехов в России добились Алтайская и Бурятская миссии, а за рубежом – Японская, Корейская и Урмийская миссии.

С революционными изменениями миссионерское служение Русской Православной Церкви не прекратилось, оно стало протекать в иных формах, но его содержание – проповедь о Христе даже до края земли (Деян 1:8) – осталось неизменным. Это служение стали совершать вынужденные покинуть свое Отечество архиереи и священники, а также десятки тысяч мирян, среди которых были замечательные представители богословской науки и религиозной мысли. Сменился и вектор церковной миссии. Действием непостижимого Божественного промысла начиная с 20-х гг. ХХ века основным направлением миссии Русской Православной Церкви стало западное, при этом миссионерство совершалось в значительной мере стихийно, поскольку существовавшие до 1917 г. церковно-административные структуры были упразднены.

Представители русской эмиграции несли благую весть о Святом Православии тем народам, среди которых им суждено было жить. Они смело вступали в диалог с представителями инославных конфессий, не боялись вступать в дискуссию с людьми иных взглядов и убеждений. По словам известного мыслителя Николая Александровича Бердяева, русские эмигранты осознавали свое вынужденное пребывание на чужбине как действие промысла Божия и определяли его словами: «мы не в изгнании, а в послании». Во многом благодаря трудам профессоров Свято-Сергиевского богословского института в Париже, Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, а также ревностному миссионерскому служению архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, западный мир узнал о Православии. Именно русские богословы дерзнули напомнить Западу о его православных корнях, именно в лоне Русской Церкви возник феномен почитания святых Западной Церкви первого тысячелетия и даже появилась епархия, в которой совершаются богослужения по западному обряду. Излишне говорить о том, что практически во всех странах своего пребывания русские священники стали совершать богослужения на национальных языках, привлекая в православные приходы большое количество местных жителей. Сегодня можно со всей уверенностью сказать: миссионерское служение русской эмиграции – вне зависимости от юрисдикционной принадлежности ее представителей – представляет собой уникальный феномен в истории Русского Православия ХХ в.

В самом конце прошедшего столетия Русская Православная Церковь в Отечестве снова получила возможность беспрепятственно совершать миссионерское служение. Для развития этого направления церковной деятельности в 1995 г. был создан Синодальный миссионерский отдел, который определяет основные направления миссионерского служения на каноническом пространстве Русской Православной Церкви. В своей деятельности отдел стремится учитывать как опыт предыдущих поколений православных миссионеров, так и труды современных специалистов в области миссиологии, а также наработки миссионеров-практиков.

Безусловно, изучение и актуализация опыта миссии наших предшественников, потрудившихся в деле апостольской проповеди в течение XVIII – XX веков, являются чрезвычайно важными для нас сейчас, во время тектонических изменений миропорядка, которые мы наблюдаем.

Желаю всем организаторам и участникам конференции помощи Божией в трудах! Убежден, что ее материалы станут весомым вкладом в дело изучения и развития миссии Русской Православной Церкви.

Главная > Новости > Приветственный адрес епископа Луховицкого Евфимия, председателя Синодального миссионерского отдела