Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти апостола и евангелиста Матфея
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти апостола и евангелиста Матфея
Храм святых Кирилла и Мефодия,
город Велиж, 29 ноября 2023 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Очень назидательно сегодняшнее евангельское чтение Из уст Самого Господа мы слышим назидание в предлагаемых Им образах. Это и образ потерянной овечки, которую идёт и ищет хозяин, оставляя те девяносто девять, которые находятся в загоне и в безопасности (см. Лк. 15, 1–10). И рассказ о потерянной монете, которую бедная женщина ищет по всему дому и когда находит – бывает такая радость, что она и соседок приглашает для того, чтобы вместе разделить эту радость.
Но в данном случае речь идёт не о бытовых вопросах, а о нашем с вами спасении, поскольку эти образы Господь прилагает для того, чтобы самому незатейливому, самому простому уму было понятно, что Господь пришёл на землю, чтобы спасти каждого человека. Нет такого человека, которого Господь не желал бы спасти и не желал бы счастья. Каждому человеку Господь желает счастья. И Он пришёл ради тех, кто нуждается в Нём. Поэтому этот образ овечек – это мы с вами – стадо Христово, потому что Он Пастыреначальник, заботящийся о нас с вами. Если гибнет кто-то, то Он идёт и Своею Божественной благодатью помогает. Но это бывает тогда, когда человек откликается на Его помощь, когда человек слышит голос своего Пастыря, когда он хотя бы подаёт голос. Как бывает, когда мы ищем кого-то? Мы кричим, мы зовём, мы ждём, когда человек откликнется. Так должно быть в нашей с вами духовной жизни.
Когда мы ждем от Бога спасения, мы должны откликаться на Его Божественный призыв. Мы должны стремиться к тому, чтобы Господь обрёл нас. Но так, к сожалению, часто бывает, что мы не только не обнаруживаем себя перед очами Божиими. Мы пытаемся ещё глубже скрыться от Бога. Мы стремимся потеряться в духовной жизни, затмевая голос своей совести. Как так бывает? Это бывает не только тогда, когда мы даже формально не ходим в храм. А мы часто ходим в храм формально, для того, чтобы почтить тот или иной значимый христианский праздник или церковно-государственное событие и тем обнаружить своё благочестие перед окружающими людьми. Мы стремимся быть приличными человеками, и это приличие мы обосновываем тем, что нам необходимо жить среди людей, а значит, иметь добрую славу. Нам нужно быть в меру популярными, известными, знакомыми.
Поэтому часто та или иная мотивация в духовной жизни бывает для нас искусственной, надуманной. Иногда мы приходим в храм, когда нам тяжко, когда никто, кроме Бога, не способен нам помочь. Но это действие Промысла Божиего. Когда то или иное обстоятельство или беда настигают нас, то это происходит не без воли Божией, потому что Господь испытывает нашу волю. Он проверяет нас – обратимся мы к Нему или нет. Поэтому всякое бедствие происходит, в том числе, бедствие народное – это, в том числе, не без Промысла Божиего. И мы должны это понимать. Но каким образом мы должны реагировать на ту или иную беду. Мы не должны усиливать эти внешние и внутренние обстоятельства, которые делают ещё худшее нам. Мы, наоборот, должны стремиться к тому, чтобы немедленно исправить ситуацию. Когда заболеем, мы тут же идем ко врачу, а когда мы духовно больны, когда нам нехорошо на душе, когда не с кем разделить ту или иную беду, мы должны стремиться к врачам духовным. А кто у нас духовный врач? Конечно же, Сам Господь и поставленные Им священники.
Поэтому, дорогие мои, мы не должны с вами избегать нашего появления в храмах Божиих. И не потому, что это нужно священникам, не потому, что это, как будто бы, материально обогащает Церковь. Это абсолютная ложь, ведь Церковь существует на средства, на возможности, на труды тех людей, кто добровольно приходит и разделяет свою жизнь с жизнью Церкви. Вот, откуда у Церкви те или иные средства. Поэтому какой-то хитростью, какими-то манипуляциями никогда в Церкви не бывает никаких средств и никакого благополучия. Только жизнь Прихода, жизнь духовной семьи, как это бывает и в семье обычной, является источником того или иного благополучия.
Поэтому пусть никто не боится того, что Церковь обманет. Никогда такого за всю двухтысячелетнюю историю Церкви не было и не будет! Потому что Церковь – это сообщество святых во Главе с Господом нашим.
Образ девяноста девяти овец, которые находятся в благополучии, как отмечают древние святые толкователи, – это ангелы и святые угодники Божии, которые, по слову Божию, не нуждаются в покаянии, поскольку уже находятся в благости Божией. Мы же, дорогие мои, относящиеся к тем заблудшим овцам, должны прилагать усилия к нашему духовному деланию так, как эти усилия прилагали наши Велижские угодники Божии. Это священномученик Иона и святой исповедник Владимир, которых мы особым образом сегодня прославляем, считая необходимым, чтобы каждый из нас не просто знал их имена, но знал их духовные подвиги, их вклад в жизнь народа и Святой Церкви здесь, на Велижской земле.
Мы должны знать своих героев. И не только героев Великой Отечественной войны, не только тех героев, которые сейчас погибают за нас, защищая Отечество там, на передовой. Мы должны знать и этих героев духа, подражая которым всякий человек, в том числе тот, кто защищает Отечество, знает, что он совершает дело Божие, поскольку защищать Отечество – это значит защищать народ, живущий в нашей стране, тех близких родных и те духовные ценности, без которых мы не можем жить.
Поэтому сегодня, в день памяти святого апостола и евангелиста Матфея, когда мы прославляем наших святых угодников Божиих, просиявших здесь, на Велижской земле, так или иначе относящихся к жизни народа, живущего здесь, мы с вами должны обращать наше внимание на наше духовное состояние. Если у нас что-то не в порядке, немедленно стремится к тому, чтобы изменить этот непорядок. Ведь Господь стучится в наше сердце, Господь даёт нам Божественную благодать, независимо ни от чего и ни от кого. Будем обращаться в наших молитвах к Богу, будем в дни наступившего Рождественского поста стремиться к тому, чтобы этот пост послужил нам на духовную пользу.
А каким образом мы можем принести духовную пользу себе? Стремиться к тому, чтобы как, об этом сегодня говорил святой апостол Павел в Послании к Тимофею, быть «как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим., 18–19). Когда мы являемся маловерными и пренебрегаем благочестивой христианской жизнью, Господь отнимает от нас дар веры. Вера – это не просто звание или какой-то статус. Вера – это дар Божий. Сегодня она крепче, а завтра вера в Бога может быть и слабее. Каждый из нас переживает это духовное состояние, когда ослабевает в молитве, когда ослабевает в доброделании, когда совершает зло мысленное или зло в деяниях против другого человека. Тогда вера такого человека ослабевает, и он её теряет, и теряет сами основы своей жизни, уже не бывая способным различать, что есть добро и что есть зло. Такой человек не испытывает никакого счастья.
В подлинном смысле, дорогие мои, мы счастливы только тогда, когда мы верим в Бога, когда мы ведем благочестивый образ жизни. Для того, чтобы нам не потерпеть кораблекрушение в вере, как говорит святой апостол Павел, будем напрягать свои духовные силы, будем продолжать верить в Бога, будем испытывать свою веру и в молитве, и в посте в нашем, который заключается не столько в неедении скоромной пищи, сколько в отвращении от зла. Не пожелай зла ближнему своему – и ты уже постишься. Вот формула благочестия. А то, что мы не можем себе позволить дорогую постную пищу, так не в этом Господь! Господь – в настроении нашего сердца. В сердце мы должны искать пространство для нашего поста.
Будем в вере и в благочестии, в нашем молитвенном обращении к святым угодникам Божиим стремиться вести духовный образ жизни, будет обращаться к Богу с молитвой за ближних наших и за самих себя. Будем укрепляться в духе ради того, чтобы в этой крепости духа нам постигать Тайны Божии, чтобы нам быть всем вместе – и духовенству, и народу Божию, среди девяноста девяти овец, которые не нуждаются в том, чтобы о них особым образом радовался Господь, поскольку Он и так радуется о спасённых им людях. Чтобы Господь воспринимал каждого из нас, как спасённое чадо Божие, о котором Ему не нужно прилагать особой заботы, ведь так много людей, которых Господу ещё нужно спасти, где Ему нужно приложить силы. И то, что сегодня здесь так мало находится людей старшего поколения, которое способно прийти сегодня в храм – тому яркое подтверждение. Мало. Неужели это все велижцы старшего поколения? Нет. Поэтому так много Господу нужно делать для того, чтобы и других людей привести в храмы Божие. Так много Господу нужно сделать, чтобы в человеке возбудить желание к благочестию, к краткой молитве. Причём не нужно нам продолжительных молитв, и знание молитв не спасает. Спасает глубокое сердечное покаяние с простыми словами «Господи, помилуй!». Такое покаяние способно вознести нас в Царствие Небесное.
Аминь.