Слово архипастыря в день памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в день памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского
Храм Воскресения Христова,
п. Катынь, 8 декабря 2023 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы на Смоленской земле отмечаем память священномученика Серафима, архиепископа Смоленского, и всех Катынских Новомучеников. Те обстоятельства, при которых священномученик Серафим совершал своё служение здесь, на Смоленской земле, и те подвиги, которые несли люди в те далёкие годы XX столетия являются свидетельством исповедничества, примером подвига следования за Христом.
В сегодняшнем евангельском чтении от Матфея мы слышали с вами слова Спасителя: «вы – свет мира» (Мф. 5,14). Во многом, тот Божественный свет, который исходит от нашего Господа Иисуса Христа, запечатлевается на всех тех людях, которые следуют за Христом. Это следование за Христом не только даёт верные ориентиры для окружающих такого рода людей, но и во многом обличает их. Как Сам Господь говорит: «свет не только освещает, но и обличает дела тьмы» (см. Еф.5,13). Так было в годы, когда наш народ во главе с богоборческой властью разрушал Церковь Божию. Руками народа те власти стремились к тому, чтобы люди вычеркнули из своего сознания даже само Имя Господа. А когда кто-то стремится уничтожить само Имя Божие, то пресекается и духовная, нравственная жизнь.
Мы все свидетели тому, сколько зла было совершено в те годы, когда народ отказывался от Бога. Сколько безнравственности, сколько пороков было среди людей в обществе советского периода. Если бы не годы испытаний, которые Сам Господь дал народу, то, может быть, мы уже не жили бы в стране под именем Россия. Может быть, и не было бы ничего. Но сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской, сама Церковь Божия как столп и утверждение истины, омываемая кровью новомучеников, препятствовала разрушению нашей страны. Поэтому заслуга Церкви в бытии нашего Отечества – первостепенна. Именно благодаря Церкви, как столпу и утверждению истины, сама государственность и жизнь общества ориентировались вокруг главного, что есть в нашей жизни – вокруг Церкви Божией. А поскольку народ отказался от Бога, то и всё, что с Ним, с Богом, связано, попиралось всячески. Уничтожались не только храмы, не только попирались святыни, но и уничтожались носители веры Христовой.
Поэтому и священномученик Серафим, и многие другие, тысячи и тысячи людей пострадали в эти годы богоборчества, но не сдались и не погибли, поскольку все, что связано с Богом, не может погибнуть. Оно живо, живо в вечности, живо в наших сердцах и в нашей памяти. Покуда будет в этом мире Церковь, – а как мы знаем со слов Спасителя, что даже сами врата ада не смогут уничтожить Церковь (см. Мф. 16,19), – до тех пор будет возноситься не только Имя Божие, но и имена всех пострадавших Христа ради мучеников и новомучеников Церкви, которые стали самим символом Победы Христа над смертью.
Священномученик Серафим и прочие катынские и смоленские мученики – это те победители, победители во Христе, на которых мы должны с вами равняться в нашей духовной жизни. То, как Святая Церковь совершала своё служение и не пресекла это служение даже в самые тяжёлые годы гонения на неё, должно быть для нас примером того, как и мы, священнослужители, монашествующие и миряне, должны совершать своё служение в Церкви Божией. Вопреки всяким обстоятельствам, вопреки невзгодам, вопреки той лености, которая часто одолевает нас, мы должны следовать примеру подлинных сыновей и дочерей нашей Церкви, к коим относятся новомученики Церкви. Здесь, в этом священном месте, в Катынском лесу, где находится храм Воскресения Христова, мы ощущаем эту близость нашей Священной истории, истории Святой Церкви. Мы ощущаем близость этих людей, которые своими подвигами и своим мученичеством укрепили Церковь Божию в XX веке.
Те испытания, которые сейчас проходит наше Отечество, противодействуя нацизму, пытающемуся разрушить нашу общность, разрушить Церковь Божию, эти все вызовы мы легко будем преодолевать, если будем следовать примеру наших новомучеников и исповедников Церкви Русской, примеру подвигов священномученика Серафима, память которого мы сегодня отмечаем.
Завершая наше богослужение, мы торжественно всем духовенством и народом пойдём к нашему православному Кресту в Катынском лесу, для того чтобы не только молитвенно, Евхаристически, в храме, но и на месте убиения мучеников Церкви Христовой, как на священном антиминсе, который распростёрт через весь Катынский лес, совершить ещё раз молитвенное поминовение. Ещё раз сверить духовные часы, как принято говорить. Сверить то, как служили они и как служим мы. Сверить благочестие этих великих людей со своей духовной расслабленностью. Чтобы нам, сверив эти часы, попытаться самим исправить что-то в своей жизни, преодолеть ту духовную слабость, которая пытается настигать нас, чтобы и нам, приободрённым и духовно обновлённым, подражая их примеру, самим совершать положенные для нас духовные подвиги, которые требуются.
Поэтому будем возносить сегодня горячую молитву нашу о Церкви Русской, об Отечестве нашем, молясь нашим новомученикам и исповедникам, чтобы их молитвами, их предстательством Господь дал бы ревность пастырям нашим, дал бы любовь к Богу и к Отечеству народу нашему, и помог бы защитникам Отечества нашего, которые сейчас находятся на передовой в том, чтобы наши защитники, ориентируясь на силу веры и ту благодать Божию, которая этой силой веры даётся, могли бы самым лучшим образом защищать наше Отечество, быстрее бы завершая эту битву.
Пусть молитвами священномученика Серафима и всех мучеников Катынских и Смоленских Господь укрепит и защитит нас, даст нам ревность и силу совершать своё служение Богу, Святой Церкви и Отечеству нашему.
Аминь.