Слово митрополита Исидора в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в великий двунадесятый праздник Введения (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь,
4 декабря 2023 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! «Ангели вхождение Пречистый зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых» (песнопения праздника). Так Святая Церковь воспевает событие Вхождения во храм Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Чему же удивляются ангелы, видя вхождение трехлетней Девочки по высоким ступеням в Ветхозаветный храм? Ангелы удивляются совершенному Промышлению Божию о падшем человеческом роде. Человеческому естеству непостижимо, как Сам Господь Своею благодатью спасает человеческий род. И Божия Матерь является предвозвестницей этого спасения. Поэтому в словах песнопений Святая Церковь указывает всем верным чадам Церкви Христовой на то, что событие Введения во храм предвозвестило Божие спасение.
И удивление ангелов, и удивление всего человеческого рода связано с тем, что эта Отроковица, Которой наречено стать сосудом Славы Божией, указывает всему человеческому роду верный путь ко спасению. Этот верный путь ко спасению связан с храмом Божиим. Тогда это был Ветхозаветный храм, построенный в 1033 году до Рождества Христова, а Она явилась ковчегом Новозаветного храма, хранилищем Невместимого Бога.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в свое проповеди в Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 1994 году, обращает наше внимание на значение этого события, задавая простой вопрос: «Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней – Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета – Пресвятой Богоотроковицы – и явлением в нем Спасителя и Бога – Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему «Новый Израиль – Великая Россия, – в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте – многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри?
Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями.
Вот, что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней.
Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего… И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего… и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, – за это навел на них Господь все сие бедствие» (3 Цар.9,6–9).
Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными?
Отступление от Бога – вот причина всех бед и во все времена».
Такие грозные слова Господь возвестил ещё ветхозаветному народу тогда, предупреждая, что храм Божий не является самоцелью как таковой. Потому что мы поклоняемся не храму, а находящемуся там Богу, прибывающему Своею Божественной благодатью. Как только мы отступаем от Бога, как только пресекается, это наше стремление к тому, чтобы быть исполнителями заповедей Божиих, Господь непременно напоминает нам Своим грозным Божественным действием, наказывающим нас, отступивших от благочестия.
Почему в XX веке наши храмы были разрушаемы? Разрушаемы нами же самими. И тот Новозаветный Ковчег Завета, коим явилась Божия Матерь в виде тех Престолов Божиих и тех великих святынь, в том числе святых мощей и чудотворных икон – все это было нами с вами поругано. Нами – поскольку родственниками нашими, ближними, а не кем-то иным, не какими-то иными иноверцами или иноземцами. Мы сами должны ясно сознавать, что отступление от благочестия, нарушение заповедей Божиих влечёт на нас гнев Божий. Для того, чтобы этот гнев не до конца разрушил нашу общность, для того, чтобы этот гнев Божий не разрушил страну нашу, нам необходимо возвращаться к церковному благочестию. Причём Божия Матерь ещё тогда указала нам верный путь ко спасению, который является и залогом нашего бытия и в земном Отечестве, не только поводом стремления к Отечеству Небесному.
И исполнение заповедей, и сама благочестивая жизнь во многом определяют наше с вами духовное становление, укрепляют нас, делают нас едиными во Христе. Когда мы с вами, дорогие мои, едины во Христе, когда мы с вами являемся верными чадами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, мы несокрушимы. Этому подтверждение – история нашего Отечества, которая наполнена победами нашего великого народа над неприятелем. Что являлось всегда знаменем этой победы? Имя Божие. Какие ориентиры были для того, чтобы преодолевать трудности, искушения, бедствия, нападение врагов? Имена святых угодников Божиих. Что это за имена? Это имя святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Это имена святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Это имена святых благоверных великих князей Александра Невского и Димитрия Донского. Это имена великих героев до сего дня, кто защищал и защищает наше Отечество, кто не на словах, а на деле подтверждает свою Любовь к Богу, к людям и к своей Родине.
Поэтому, дорогие мои, сегодня, восходя своими духовными взорами к событию Введения во храм Пресвятой Богородицы и видя, как это малая Отроковица являет собой пример мужества, непоколебимости, целеустремлённости движения к Богу через храм Господень, и мы с вами устремим все наши чувства, мысли и действия к тому, чтобы жизнь нашу обязательным образом связывать с храмом Божиим, в котором мы духовно рождаемся, в котором происходит наше духовное становление, в котором мы исходим в путь всея земли, когда отпевают наше тело.
Пусть храм Божий для нас станет главным местом в нашей жизни, чтобы и нам, надеясь на милость Божию, на Покров Царицы Небесной, на молитвы святых великих русских угодников Божиих, в том числе, и на преподобных Герасима и Аркадия Болдинских, быть достойными наследниками Царствия Небесного.
Аминь.