Культурный код. Подвижники. Кулаков Виктор Евгеньевич
Среди людей, внёсших неоценимый вклад в дело сохранения традиций русской культуры и возрождения дошедших до нас из глубины веков объектов русского зодчества, безусловно, нельзя не вспомнить имя замечательного подвижника архитектора-реставратора Виктора Евгеньевича Кулакова.
Виктор Евгеньевич родился 8 июня 1944 года в городе Андижан Узбекской ССР. В 1964 году он окончил Московский автомобильно-дорожный техникум.
С 1966 года Кулаков профессионально занимался реставрацией московских памятников архитектуры. Начинал работать чертёжником в мастерской № 7 Моспроекта-3. В последующем трудился в Центральной художественной реставрационной мастерской имени академика Грабаря, в институте «Росреставрация», где был главным архитектором проекта. В 1980 году Виктор Евгеньевич окончил Институт живописи, ваяния, архитектуры имени Иль Ефимовича Репина.
В 1967 году при поддержке своего учителя гениального архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского Кулаков взялся за возрождение памятника усадебной культуры в селе Хмелита Вяземского района.
Хмелита – самая древнейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб Смоленской земли. Она расположена в центре одноимённого села в Вяземском районе, известного с 1614 года. Село получило свое название от речки Хмелитки, по берегам которой были заросли хмеля.
Хмелита являла собой классическую русскую усадьбу с прекрасно налаженным натуральным хозяйством, винокуренным заводом, ветряной мельницей, небольшим конным заводом, при котором имелись лошади разных пород, манежем, скотным двором. Всё это находилось за пределами парадной части имения.
Виктор Евгеньевич Кулаков разработал проект реставрации родового гнезда Грибоедовых в изначальных формах середины XVIII века и более тридцати лет занимался его восстановлением. Благодаря его деятельности были восстановлены главный дом усадьбы, галерея, флигели, церковь Казанской иконы Божией Матери, служебные здания, ограда, частично восстановлена конюшня.
Интересный факт. В конце 60-х годов Кулаков наудачу написал письмо в Лондон – потомкам Варвары и Владимира Волковых-Муромцевых, последних владельцев Хмелиты, в 1917-м эмигрировавших в
Великобританию. И получил не просто ответ, а чертежи усадьбы и её планировку, включая расстановку мебели! Ценность этих бумаг была спасительной, ибо от усадьбы к тому времени практически ничего не осталось…
В советское время дворцово-парковый ансамбль подвергся планомерному уничтожению: были разобраны два флигеля, до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню, снесли до основания два других храма, уничтожили часть построек хозяйственного назначения. Огромный ущерб усадьбе был нанесён фашистами в годы оккупации Смоленщины во время Великой Отечественной войны. После пожара 1954 года, как вспоминал Кулаков, усадебный дом «стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах»; его разбирали на кирпич местные крестьяне.
В 1967 году в ситуацию вмешался знаменитый реставратор Пётр Дмитриевич Барановский. Его ученики Виктор Кулаков и Михаил Ермолаев провели комплексную реставрацию памятника в изначальных формах середины XVIII века.
Практически четверть века шла кропотливая и мучительная реставрация первоначального облика Хмелиты. Сначала умер Пётр Дмитриевич Барановский, потом не было денег, потом лихие 90-е затормозили восстановительные работы. Но к 1995 году коллектив реставраторов во главе с Виктором Евгеньевичем Кулаковым к 200-летию Александра Сергеевича Грибоедова, проведшего в Хмелите детские и юношеские годы, не просто восстановил усадьбу его предков, а создал единственный в России музей великого русского драматурга и государственного деятеля.
«Для нас музей – не самоцель, – рассказывал Кулаков в одном из интервью. – Мы всё время до деталей, до правды в мелочах хотели воссоздать образ жизни и бытового мышления дворянства той эпохи, чтобы лучше понять феномен и загадку Грибоедова. Почему он высмеивал уклад классической русской усадьбы, хотя Хмелиту любил и возвращался сюда? Мне представляется, что, поняв усадебный уклад жизни, можно приблизиться к пониманию самого Грибоедова».
Сегодня общая площадь охраняемой территории музея-заповедника, созданного стараниями Виктора Евгеньевича Кулакова, 24 633 гектара. В состав музея-заповедника, помимо остатков паркового ансамбля, входит господский дом XVIII века, выстроенный в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко.
В 1988 году Виктор Евгеньевич Кулаков возглавил созданный им местный музей, а уже в сентябре 1990 года созданный им музей был преобразован в Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник Александра Сергеевича Грибоедова «Хмелита», который он возглавлял до 2018 года. В 2002 году по инициативе Виктора Евгеньевича Кулакова в одном из флигелей усадьбы был открыт первый в России музей, посвящённый адмиралу Павлу Степановичу Нахимову. А в 2010 году благодаря деятельности Кулакова на территории Вяземского района был создан военно-исторический мемориал «Богородицкое поле», посвящённый памяти воинов Западного и Резервного фронтов, павших в окружении под Вязьмой в 1941 году.
Сегодня невозможно представить себе туристическую Смоленщину без музея-заповедника «Хмелита», россыпи окружающих его усадеб и храмов, ежегодных грибоедовских чтений в самой Хмелите. И, конечно же, священного места ратной доблести и мужества воинов Отечества – «Богородицкого поля».
Виктор Евгеньевич за свою огромную работу по восстановлению объектов культурного наследия в 1988 году был удостоен звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Он также награждён орденом Почёта (2010 год) и орденом Дружбы (2004 год). В 2002 году ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Вязьмы».
Умер Виктор Евгеньевич 16 июля 2019 года. Похоронен за алтарём восстановленной при его активном участии Казанской церкви в селе Хмелита. Неустанную подвижническую деятельность Виктора Евгеньевича Кулакова на Смоленщине и в России трудно переоценить. Его великое дело по возрождению и сохранению памятников отечественной культуры и истории будет жить вечно.
Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера или воспользоваться QR-кодом.
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив