Проповедь митрополита Исидора в день памяти преподобного Серафима Саровского
Проповедь митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в понедельник Седмицы 33-й по Пятидесятнице, Предпразднство Богоявления, в день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
при Смоленской Православной Духовной семинарии
15 января 2024 г., г.Смоленск
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня день памяти святого Серафима Саровского, великого не только русского, но и вселенского угодника Божия. В этот день с вами рассуждаем и осмысляем феномен, название которого русская святость.
Этот уроженец Курской области, живший в конце XVIII – первой половине XIX века, явил нам пример древнего подвижничества, горящей в Боге веры и искренней к Нему любви. Нам трудно сравнивать преподобного Серафима с его современниками, поскольку XIX век в нашем Отечестве был преисполнен особыми явлениями не только в духовной жизни, но, прежде всего, в жизни светской. Эти явления были связаны с духом просвещения, которым был охвачен наш просвещённый русский народ, коим мы называем русскую интеллигенцию. Поэтому само явление святости в XIX веке, особенно в 1-й половине, для нас является чрезвычайно важным для осмысления, поскольку те либеральные идеи, тот дух просвещения, о котором мы с вами говорим, – все это указывало на те принципы жизни, которые так разительно отличались от того, чем был мотивирован в своём духовном движении преподобный Серафим.
Сами обстоятельства, в которых совершал свой подвиг преподобный Серафим, для нас очень важны, поскольку во многом они схожи с тем, что переживаем мы с вами в нынешнее время. Преподобный Серафим жил как древний подвижник веры и благочестия: как будто не в XIX веке в России, а в IV или в V веке в египетской пустыне. Многие современники, в том числе, представители Церкви из числа монашествующих, из числа священнослужителей, во многом не понимали высоту этого монашеского подвига человека. Это непонимание во многом зависело от того духовного состояния, в котором пребывало наше общество. Сравнивая тот период с современностью, мы можем найти объяснение тем процессам, которые происходят и в нашем обществе, во много далёком не просто от христианского подвига, а от жизни Церкви как таковой. Поэтому, во многом, мы с вами видим осуждение веры, отсутствие благочестия, особенно среди народа просвещённого, который называет себя интеллигенцией. Во многом, это определяет духовное состояние, в целом, народа, живущего в нашей стране. Да, мы обязаны говорить о том, что люди простые, нуждающиеся, а, значит, чаще всего взыскующие помощи Божией, живут примерно так же, как и в том XIX веке. Но, к сожалению, те из нас, кто имеет какие-то материальные возможности, кто обладает теми талантами, к которым мы причисляем таланты интеллектуальные, те, кто чувствует в себе ту или иную силу, к сожалению, не ощущают необходимости взывать к Богу. Так было и в XIX веке.
Поэтому, когда мы говорим о преподобном Серафиме Саровском, мы говорим о том, что этот человек совершал свой подвиг в пространстве Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Это пространство является тождественным тому пространству, в котором жили святые отцы I, II и последующих веков, до сего дня. Жизнь Церкви, её природа – неизменны, как мы с вами хорошо знаем. Поэтому на вопрос: «Возможно ли кому-то из нас повторять тот подвиг, который совершал преподобный Серафим Саровский?», несмотря на те угрозы, которые исходят от внешнего по отношению к Церкви общества, мы со всей ответственностью должны сказать: «Да, те же самые условия, и у каждого из нас есть возможность ревностно служить Христу Спасителю нашему, совершать те благочестивые подвиги, которые совершал преподобный Серафим Саровский».
Но речь идёт не о физическом изнурении, которое является лишь внешним проявлением той глубины духовного подвига, который совершал преподобный Серафим. Речь идёт не о физических нагрузках. Речь идёт о силе той любви, которую человек имел по отношению к Богу. Если в нас будет, хотя бы отчасти, сила, подобная той, которая влекла преподобного Серафима в Царство Небесное, – ещё при жизни он ощущал Царствие Небесное в своём сердце – тогда и мы сможем, отчасти, называть себя наследниками подобного Серафима. Наследниками всех тех великих угодников Божиих, которые просияли в нашей Святой Церкви и в нашем Отечестве.
Преподобный Серафим напоминал нам ту древнюю цель, к достижению которой мы должны стремиться и в веке XXI. И этой целью жизни, и жизни духовной, является стяжание благодати Святого Духа. Причём эту цель должны преследовать не только монашествующие, но и священнослужители как таковые. Всякий мирянин, всякий человек, осознающий себя частью жизни Церкви, должен следовать этой главной цели – стяжанию благодати Святого Духа. В этом смысл и цель христианского подвига. И никаких иных, помимо этой, целей нет. Те усилия, которые предпринимаем мы, совершая пост и молитву, выстраивая свои отношения друг с другом, отвечая на те ли иные вызовы по отношению к нашей личности, то есть, во всех обстоятельствах в случаях нашей жизни всё то, что мы совершаем, должно быть направлено на стяжание благодати Святого Духа. И часто совершение богослужения само по себе ничего не решает. Ни частые поклоны, ни сама по себе регулярность совершения утренних и вечерних молитв и молитвенного правила, в том числе, монашеского. Они сами по себе – ничто, без главной цели всего того, что мы совершаем, – стяжания благодати Святого Духа.
Мы с вами знаем, что «в злохудожную душу не внидет премудрость» (Прем. 1, 4). Поэтому, прежде чем просить Бога о том, что Он вселил нас эту благодать, мы должны отказаться от порочных сторон нашей жизни. Мы должны совершить навстречу Богу первый шаг, коим является покаяние. И это деятельное покаяние, развязывающее нас от тех пут, которыми нас связывает грех, и делает нас свободными. Когда мы начинаем ощущать эту свободу во Христе от греха, тогда благодать Святого Духа начинает наполнять пространство нашей души. Это тяжёлый процесс, процесс многолетний, иногда многие десятилетия уходят на то, чтобы сделать самые мельчайшие шаги в духовной жизни. Но это – путь вверх.
Каждый из нас призван совершать свой христианский подвиг, особенно мы с вами, дорогие учащие и учащиеся, призванные к тому, чтобы не только самим спастись, но и призывать ко спасению окружающих нас людей. По долгу нашего служения Церкви мы, дорогие мои, с особой ревностью должны совершать наш христианский подвиг. Мы, как никто, должны не забывать об этой главной цели, которую должн преследовать каждый. Поэтому и наша искренняя сердечная молитва к Богу, исправление нашей жизни, наше послушание Священноначалию, наша жизнь по заповедям Божиим – всё, в совокупности, и определяет вектор нашего движения к Богу или от Бога.
Поэтому, дорогие мои, будем подражать преподобному Серафиму Саровскому, этому великому вселенскому угоднику Божию, который, наряду с преподобным Сергием, игуменом Радонежским, и другими великими угодниками нашей Русской Православной Церкви, в том числе, угодниками земли Смоленской, являет подлинный пример святости и служения Богу и Святой Церкви. Будем стремиться к тому, чтобы и в нашей жизни было это пламенеющие Богу движение, чтобы и мы, встречая окружающих нас людей, причём не только тех, которые приятны нам, но и тех, которые, к сожалению, может быть, являются поводом для наших огорчений, проявили бы нашу деятельную любовь, встречая искренним сердечным приветствием: «Радость моя!».
Пусть искренняя, пламенеющая, Серафимова, любовь охватывает сердца каждого из нас. Пусть каждый из нас стремится к тому, чтобы совершить свой подвиг не напрасно. Пусть молитвами преподобного Серафима Саровского Господь дарует нам искреннюю молитву, дарует нам правильное понимание того, что мы совершаем, будучи людьми церковными. Пусть Господь даст нам глубокое понимание того, что такое послушание как таковое. И тогда, через это понимание, через искренние молитвы и предстательство этого великого угодника Божия, через наше с вами делание, Господь и подаст нам ту самую малую часть, которая, как зерно, упадёт в благодатную почву и даст многие плоды благодати Духа Святого.
Аминь.