Слово архипастыря на Божественной литургии в день праздника Крещения Господня
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день праздника Крещения Господня
19 января 2024 г., г. Смоленск
Свято-Успенский кафедральный собор города Смоленска
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Святая Церковь, воспевая торжество Явления Бога в мир, в тропаре праздника употребляет такие слова: «Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (тропарь Крещению Господню). Этими торжественными словами Святая Церковь указывает нам на то, что Своим Пришествием в мир Бог просвещает весь человеческий род. Просвещение человеческого рода указывается не только в самом Явлении Бога в мир, но и в тех средствах, которые Господь употребляет для нашего с вами спасения. Этим средством является Таинство Крещения, которое возводит нас в жизнь вечную.
Сам Богочеловек Христос, исполняя заповедь Ветхого Завета, которую учредил Креститель Иоанн, как крайний ветхозаветный, входит в воды Иордана, смиренно преклоняет Свои колена, и Предтеча Господень возносит над ним крещальную молитву. Но не Иоанн крестит Спасителя и Бога, а Бог освящает само естество воды. И глас Отчий «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3, 17) слышит окружающий народ и видит схождение Бога Духа Святого в виде голубя, и природное явление, когда река побежала в обратную сторону, крестом, – все это есть тe Божии указания, которые нам дают возможность не только увидеть то направление, в котором мы с вами должны совершать своё духовное делание, но и те необходимые духовные средства к тому, чтобы мы достигали Царствия Божия.
И сегодня в Послании святого апостола Павла к Титу (см. Тит. 2, 11–14; 3, 4-7) мы слышим слова о том, что Бог, в силу Своего человеколюбия, направил на нас Свою Божественную благодать. Эта Божественная благодать сделала «баню пакибытия» (см. Тит. 3, 5), то есть баню жизни вечной, коей является Таинство Крещения. И мы, омываясь в этих святых водах крещальной купели однажды, входим в будущее Царствие Божие, омываем благодатью Божией – не своими усердиями, не своими силами и возможностями, а Божией благодатью – скверну нашей души и вступаем в эту вечную жизнь – в жизнь с Богом. Поэтому при Таинстве Крещения каждого из нас священник, совершая это Таинство, одевает на нас белоснежную рубаху, которая знаменует ту чистоту, которую Господь нам даёт в Таинстве Крещения, обнуляя все то, что предшествовало это этому Таинству, этому нашему погребению со Христом.
Мы с вами, конечно же, не имеем тех возможностей, в силу своей греховной природы, сохранить белоснежность этой одежды: мы пятнаем её своими грехами, ошибками, заблуждениями, злыми мыслями, чувствами и поступками. Но Господь Человеколюбец, зная слабость человеческого естества, не оставляет нас даже после того, что Он даёт нам. А Он даёт нам очень много: войти в Царствие Божие ещё при жизни нашей. Господь дарует нам Таинство Покаяния, как средство, которым возможно омывать нашу греховную совесть вновь и вновь. Но невозможно второй раз войти в воды Крещения каждому из нас. Возможно, после того, когда мы стали сотелесниками Христу, получили от Бога Его Божественные силы и благодать, противостоять греху и наследовать жизнь вечную. Только лишь покаяние, о котором так громко возглашал святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3,2).
Дорогие мои, мы имеем все возможности во Христе быть наследниками Его вечной жизни. И мы получили от Бога необходимое, и это просвещает наш ум, просвещает силой и действием Божественной благодати, которая указывает нам путь к Богу, которая даёт все необходимые средства ко спасению. И то, что не ведёт ко спасению, в подлинном смысле, не является просвещением. Это относится и к явлениям культуры нашей, и к явлениям науки, и, в целом, ко всему тому потоку информации, который пытается не возвести нас к Богу, к сожалению, а отвлечь или даже погубить. Все эти явления, которые не приводят нас к Богу, являются ложными для нас, губительными, препятствующими нашему духовному, подлинному, просвещению. Поэтому мы с вами должны всячески отвергать все то окружающее в нашей жизни, что не способствует этому просвещению. И ложной является та наука, которая не способствует духовному просвещению, которая вносит ложные мысли об отсутствии Бытия Бога. Это ложная наука и мы всячески её отвергаем. То же самое относится к явлениям культуры и образования. Если образование не способствует нашему просвещению, оно пагубно для нас. Дело в том, что даже и точные науки, к коим относятся и математика, и физика, никоим образом не противоречат религии, не противодействуют тому, чтобы человек был верующим. Мы с вами знаем сотни великих учёных, которые были глубоко верующими людьми до конца своей жизни. А вот некоторые, не доучившись, не получив должное образование, но при этом, показывая «корочки» о своем высшем образовании или дипломы, указывающие на ту или иную учёную степень, к сожалению, иногда вводят нас в заблуждение. Все то, что они делают, является ложным, противоречащим и воле Божией и тому подлинному просвещению, к которому призывали нас не только древние святые отцы, но и великие угодники Божии здесь, на Святой Руси. К этому нас призывали и великие учёные, которые, может быть, и не вошли в сонм святых угодников Божиих, но, так или иначе, всегда почитаются нами как благочестивые православные христиане, которые помогают нам в духовном образовании, в просвещении, в целом, и являются тем великим Божиим наследием, почерпывать которое может каждый из нас.
Божие просвещение даётся благодатью Божией. И мы с вами, однажды вступив на этот спасительный путь через Таинство Крещения, будем не отвергать ту благодать, которую Господь даёт нам, указывая этот путь к нашему спасению. Пусть воды Иордана, которые мы вновь и вновь будем освящать в день Крещения Господня, послужат нам той благодатной силой, которая поможет нам преодолевать собственную греховность, поможет нам входить в жизнь вечную. Пусть нынешний праздник Крещения Господня, Явления в мир Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Явления всех трех Лиц Святой Троицы – и Бога Отца, и Бога Духа Святого, путь все это служит нам в просвещение духовное, а мы с вами, укрепляясь духовно, набираясь Божественной силы, будем достойными наследниками Царствия Небесного.
Аминь.