Архипастырь совершил богослужение в Свято-Успенском соборе г. Смоленска
Фотогалерея
11 февраля 2024 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска.
Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили настоятель Свято-Успенского собора, секретарь Управления Смоленской епархии иерей Владислав Баган и духовенство кафедрального храма.
За богослужением молились Губернатор Смоленской области Василий Николаевич Анохин, прихожане собора, жители и гости города Смоленска.
Песнопения богослужения исполнил Архиерейский хор Свято-Успенского собора.
После чтения Святого Евангелия архипастырь обратился к молящимся со словами проповеди.
По окончании Литургии митрополит Исидор поздравил присутствующих с воскресным днём:
Дорогие братья и сестры! Мы, духовенство собора, каждого из вас поздравляем с воскресным днём, желаем помощи Божией в вашем христианском подвиге.
Сегодня день памяти священномученика Игнатия Богоносца, который был мужем апостольским, видевшим Христа, видевшим святых первоверховных апостолов и иных апостолов. Будучи воспитанным и благословлённым апостолами, священномученик Игнатий Богоносец был епископом Сирийским. И в 107 году по личному распоряжению императора Траяна пострадал в Риме. Так вот священномученик Игнатий Богоносец оставил нам семь своих посланий, в которых сообщают нам те назидательные просьбы, которые актуальны и в нашем XXI веке.
Послушайте, дорогие мои, что в своих посланиях оставил священномученик Игнатий Богоносец. Вот в послании к Ефесянам говорит святитель Игнатий Богоносец:
«…есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос (см. священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: Послание к Ефесянам. Глава 7. Бегите от еретиков. Един есть врач Иисус Христос – Богочеловек»).
…вы истинные камни храма Отчего, уготованные в здание Бога Отца; вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом, посредством верви Святого Духа; вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу. Потому все вы спутники друг другу. Богоносцы и храмоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа (священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: Послание к Ефесянам. Глава 9. Вы не внимали ложным учителям»).
Но и о других людях непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их велеречия – смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы, – их заблуждению, – твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, – напротив, своею снисходительностью окажем себя братьями их, – а постараемся быть подражателями Господу (священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: Послание к Ефесянам. Глава 10. Молитесь за других, будьте кротки и смиренномудры).
Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога (священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: «Послание к Ефесянам. Глава 13. Чаще собирайтесь для богослужения).
Надобно не только называться, но и быть христианами (священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: Послание к магнезийцам. Глава 4. Нехорошо некоторые действуют без епископа)».
В послании к Римлянам священномученик Игнатий следующие слова употребляет: «Христианство – не в молчаливом убеждении, но в величии дела10, особенно когда ненавидит его мир» (священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: Послание к римлянам. Глава 3. Молитесь Богу о даровании мне сил для мученического подвига). В послании к Смирнянам: «Все это Он перетерпел ради нас, чтобы мы спаслись; и пострадал истинно, как истинно и воскресил себя» (священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: Послание к смирнянам. Глава 2. Христос истинно пострадал во плоти).
Замечательно послание, особенным образом, к Римлянам, священномученика Игнатия Богоносца. Будучи в Смирне, а это уже на континенте европейском, он в окружении священномученика Поликарпа Смирнского, которого рукоположил в епископский сан святой апостол Иоанн Богослов, в окружении других епископов, священников и диаконов написал своё Послание к Римлянам, которое раньше, вместе с его учениками, прибыло в Рим до того момента, как он прибыл туда с воинами, которые и отдали его на съедение голодным львам.
Пишет священномученик Игнатий Богоносец к Римлянам: Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею («ибо какая польза человеку, если он приобретает целый мир, а душе своей повредит» (Мк.8:36–37). Его ищу, за нас умершего. Его желаю, за нас воскресшего. Я имею в виду выгоду: простите мне, братья! Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя, что занимает меня (священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: Послание к римлянам. Глава 6. Чрез смерть я достигну истинной жизни). Такое обращение к римским христианам было связано с тем, что они могли воспрепятствовать честным страданиям святителя Божия. И он просит их не препятствовать тому, чтобы он пострадал за Христа. Далее пишет священномученик: «Князь века сего хочет обольстить меня и разрушить мое желание, устремленное к Богу. Пусть же никто из вас, там находящихся, не помогает ему. Лучше будьте моими, то есть Божьими. Не будьте такими, которые призывают Иисуса Христа, а любят мир. Зависть да не обитает в вас. И если бы даже лично стал я просить вас о другом, не слушайте меня: верьте больше тому, о чем пишу вам теперь. Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая16, говорящая во мне, взывает мне извнутри: «иди к Отцу». Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю, – крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная» (священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский: Послание к римлянам. Глава 7. Желаю умереть, ибо любовь моя распялась.).
Вот такие замечательные слова в своих семи посланиях оставил нам один из первых мучеников Христовых. И эти слова очень важны для нас, христиан XXI века, потому что очень важно, чтобы мы с той же силой любили Бога и ближних наших. Поскольку благодать Божия та же, что и в I веке. И для каждого из нас открыто спасение сегодня так же.
Поэтому, дорогие мои, будем прилагать усилия к тому, чтобы нам спасаться во Христе Господе нашем Иисусе, чтобы благодать Божия почивала в сердце нашем и укрепляла нас на пути нашего христианского следования.
Аминь.