Обновления

Слово митрополита Исидора в день чествования перенесения мощей блаженной старицы Матроны Московской

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день чествования перенесения мощей блаженной старицы Матроны Московской

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день чествования перенесения мощей блаженной старицы Матроны Московской
7 марта 2024 г.
храм блаженной Матроны Московской г.Смоленска

 

Во имя Отца и Сына Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день чествования перенесения мощей блаженной старицы Матроны Московской, которое произошло в 1998 году с Даниловского кладбища города Москвы – сначала в Данилов монастырь, а потом в Покровский монастырь, мы с вами слышим апостольское чтение Первого послания апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Мы прослушали с вами пятую главу этого Послания и обратили внимание на слова святого апостола и евангелиста, призывающие нас к тому, что «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин. 5, 16).
Как важно, дорогие мои, в нашем исполнении заповеди любви к друг другу не забывать, что прямым следованием исполнения этой заповеди является молитва друг за друга. Именно об этом свидетельствовала нам своим подвигом блаженная Матрона Московская. Но не только само по себе следование этому примеру как добродетель, которая совершается человеком с помощью Божией, но та сила, о которой мы тоже с вами слышали в этом Послании апостола Иоанна Богослова теми словами, которые он употребляет в отношении того, что «всякий верующий в Господа обладает силой» (см. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша). Этой силой является вера, и эта сила препобеждает мир. Так что нет больше силы в этом мире, чем сила веры в Бога.
Так вот, этой всепобеждающей силой, которая исходит от Самого Господа, всегда пользовались святые угодники Божии. Этой силой они побеждали свой личный грех, этой силой они помогали препобеждать грех окружающим людям, молясь за них. И мы с вами пользуемся этой силой. Особенным образом это чувствуют дети, когда за них молятся матери, эту силу чувствуют родные и близкие, находящиеся в вечном мире после своей кончины, когда мы не ленимся и молимся об их упокоении. Они чувствуют эту силу Божию. Эту силу чувствуют воины, находящиеся в окопах и осознающие, что за них молятся прихожане в тех храмах, в которые приходили они, молятся родные и близкие о том, чтобы они остались живы, чтобы они исполнили достойным образом свой воинский долг, чтобы они вернулись домой. Все это чувствуют воины. И те из них, кто возвращается в краткосрочный отпуск или увольняется из-за ранений или иных обстоятельств, они могут вам об этом свидетельствовать. Так что этой силой мы должны с вами пользоваться, поскольку её Господь даёт каждому из нас.
Обратим внимание на слова святого апостола и евангелиста и Ионна Богослова, которые вызывают у нас недоумение тогда, когда мы духовно не понимаем их смысл. Мы тоже их слышали в сегодняшней этой пятой главе Первого послания. Апостол говорит, что мы не просто веруем, что Господь помогает нам в наших молитвах, а мы знаем, что Господь исполняет просимое нами по вере. Что может быть более воодушевляющим для каждого из нас? Верующий человек знает, что Господь исполняет просимое им по вере.
Поэтому и для святых угодников по вере и любви к Богу двигались горы. Но не в горах дело. А в том, чтобы нам с вами сдвинуть собственную греховность. Вот, что является самой большой горой, которую мы бываем не способны сдвинуть с места. Это мы сами грешники, неспособные исправиться, исполнять заповеди Божии. Апостол Иоанн Богослов говорит нам о том, что кто не верует в Бога, тот должен понимать, что верующий в Бога это тот, кто исполняет заповеди (см. 1 Ин. 5). А если мы с вами не прилагаем усилия к тому, чтобы исполнять заповеди, то пусть никто из нас не называет себя верующим. Потому что без нашего стремления исполнять заповеди мы теряем саму веру в Бога, потому что для нас с вами нет никакого смысла просто говорить, что мы верующие, а сердцем своим далеко отстоять от веры. Вера – это всегдашнее подтверждение нашей любви к Богу и к ближнему. Вот, что такое вера, и не бывает того, чтобы мы были верующими, находясь в храме, а выйдя из него, мы вели бы себя как неверующие люди, тогда мы и не верим вовсе в Бога.
Поэтому вера – это тяжкий труд, требующий от нас всегдашнего самоотвержения, постоянной работы над самим собою, но при этом пусть никто из нас не отчаивается, потому что эта тяжкая работа всегда укрепляется Господом. Так мы и слышали сегодня в Послании в этой пятой главе: «Исполнять заповеди Божии, говорит апостол, – это не тяжкий труд» (см. 1 Ин. 5,3). Почему он так говорит? да потому что благодать Божия сама укрепляет нас. Сама благодать Божия немощное врачует и восполняет оскудевающее в человеке, укрепляет его и в молитве, и в посте, так что в предстоящие дни Великого поста, когда мы будем ощущать изнеможение наших физических сил, в то мгновение мы будем призывать Господа, мы будем ощущать на себе, как сила Божия поднимает нас от этой немощи нашей. Сила Божия даёт возможности встать с колен нашего греха, подняться к Богу, возвыситься к Нему и осознать то, что не своими силами, а Божиими силами мы совершаем то или иное доброе дело.

В заповедях Божиих, в любви к Богу и ближним и совершала своё служение блаженная Матрона Московская, почившая в 1952 году. Многие ее современники видели в ней немощную старушку, сгорбленную, лежащую на постели и совершенно нелогично некоторым было представить, что этот хрупкий сосуд, эта немолодая женщина, лежащая на кровати, и есть та самая старица Матрона, по молитвам к которой происходило так много великих дел.

Но мы с вами знаем, что «Бог не в силе, а Бог в правде». И вот тогда мы, когда следуем правде Божией, тогда мы обретаем эту силу, силу веры. Поэтому, дорогие мои, будем обращать внимание на пути нашего духовного делания, на то, что мы должны принуждать себя исполнять заповеди, понуждать себя к добродетельной жизни, искать не своего, а искать Божией славы, Божией любви. И вот, когда мы будем искателями Божией правды, Божией любви, тогда все остальное будет прилагаться в нашей жизни. И так называемое человеческое счастье, необходимое для нашего спасения, и достаток, и люди, которые полезны нам для нашего спасения, будут окружать нас. Все Господь управит, лишь бы мы верили, были деятельными исполнителями заповедей Божиих, всего того, что делала блаженная Матрона. Может, мысленно и духовно мы можем задать ей вопрос: «Блаженная Матрона, была ли ты счастлива?». И другого ответа, кроме того, что: «Нет большего счастья, чем пребывать в Господе», – мы бы от неё и не услышали. И всякий из нас, кто стремится жить в Боге, такожде ответит, потому что какими бы тяжкими скорби в нашей жизни не были, чего бы самого плохого не происходило, если мы с Господом, то все преодолевается, все превозмогается Его Божественной благодатью, потому что Господь с нами и сила веры, укрепляющая наше сердце, даёт нам все необходимое для преодоления всего.

Поэтому, дорогие мои, все в наших с вами руках, каждого из нас: и сила веры, и способность исполнять заповеди, и наше возможное желание жить по вере. Последуем же за Господом, будем подражать таким великим людям, как блаженная Матрона Московская. Будем стремиться к тому, чтобы и наши пути жизни исправились из греховного плена, в котором мы пребываем в силу нашего потакания страстям и похотям. Нам бы жить по возможности чисто и правильно, нам бы обретать Господа в нашей жизни.

И пусть молитвами старицы Матроны, которая пребывает в нашем храме не только иконой, но и своими честными мощами, Господь укрепит нас, подаст нам все необходимое для нашего спасения и создаст нам все то, что называется человеческим счастьем. А счастье человеческое там, где Господь.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день чествования перенесения мощей блаженной старицы Матроны Московской