Слово на Литургии Преждеосвященных Даров в день памяти иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Литургии Преждеосвященных Даров в понедельник 3-й седмицы Великого поста, иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской
Храм Спаса Нерукотворного Образа («Окопный» храм)
город Смоленск, 1 апреля 2024 года
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день чествования Смоленской иконы Божией Матери «Умиление», мы слышим ветхозаветное чтение из книги Бытия (см. Быт. VI, 9–22). Оно очень назидательно для нас с вами, поскольку мы слышим библейскую историю о спасении и гибели допотопного человечества. Сам Господь нам указывает на причины, почему Им, Богом созданное человечество было погублено. Да потому, что само человечество погубило себя. И книга Бытия свидетельствует о том, что человеческий род развратился, среди народа началось духовное тление, духовное разложение.
Вот, что бывает, дорогие мои, когда грех царствует среди людей. Весь окружающий мир приходит в упадок по причине грехопадения человека. И мы с вами своими грехами вносим разделение в этот мир, и так пребывающий в хрупком состоянии. Так было и в те библейские времена, когда не только нравственность была разлагаема в самом человечестве, но и весь окружающий мир по причине духовного бессилия и нравственного разложения так же приходил в негодность. Так происходит и сейчас, когда человек в силу того, что он увяз полностью во грехе, не только не заботится о себе, но и не заботится об окружающем мире. Чем сильнее всякий из нас ввергает в себя в греховную жизнь, тем большее безразличие возникает в сердце человека и по отношению к самому себе, и по отношению к окружающим людям, поскольку в нём угасает любовь к Богу. Это касается каждого из нас. Каждый из нас способен в себе максимально погасить любовь к Богу, и одновременно каждый из нас благодатью Божией и своими усилиями покаяния перед Богом способен разгорячить в себе эту любовь к Богу, способен приблизиться к Богу, подобно тому, как это делал Ной, который, как об этом свидетельствует книга Бытия, ходил перед лицом Божиим.
Как важно, дорогие мои, чтобы опыт нашей с вами личной молитвы, не только богослужебной, но и домашней, вносил свой значимый вклад в то, чтобы мы с вами ходили перед Богом, чтобы мы с вами ощущали то, как Господь наблюдает за нами каждое мгновение нашей жизни, как Он, строгий Судья и любящий Отец, смотрит на нас и ждёт от нас добрых дел и покаяния.
Поэтому наши с вами усилия этим Великим Постом направлены именно на это духовное трезвение, на то, чтобы ходить перед Богом, подражая праведному Ною. Перед Богом ходили и те люди, которые защищали наш город в начале XVII века. И мы с вами хорошо знаем, как во время двадцатимесячной осады войско Шеина, благословясь перед Богом и молясь нашей чудотворной иконе Божией Матери «Умиление» Смоленской, совершали свой подвиг, проявляя силу духа, непобедимость, решимость отстаивать свои духовные и национальные ценности. Как важно, дорогие мои, чтобы и мы следовали примеру защитников Отечества, наших соотечественников, земляков, смолян, тех, которые не боясь врага, но опираясь на веру в Бога, совершали свой жизненный путь. Как мало в нас с вами решимости: и решимости в вере, и решимости бороться с собственным грехом, и решимости отстаивать Божию правду. Нам не хватает этой ревности в Боге, не хватает любви. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем неленостно возносить наши молитвы к Богу, к Царице Небесной, Которая таким чудесным образом явилась рати смоленской. И здесь, в этом окопном месте, на котором построен этот старинный храм, люди совершали свой подвиг. Почтим их память, помолимся о том, чтобы и в нашем сердце была любовь к Богу, и особенным образом чтобы она воспитывалась нами в подрастающем поколении, поскольку без этого невозможно будущее нашей страны.
Пусть молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Господь защитит, укрепит и благословит нас.
Аминь.