Слово архипастыря в среду 4-й седмицы Великого поста в Соборе Святого Великомученика и Победоносца Георгия г. Ярцево
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в среду 4-й седмицы Великого поста в Соборе Святого Великомученика и Победоносца Георгия г. Ярцево
10 апреля 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Примите поздравления с Крестопоклонной седмицей. Сегодня мы слышали за Литургией святителя Григория Двоеслова слова, которыми Церковь призывает тех, кто готовится ко Святому Крещению, а Святое Крещение называется Просвещением, приготовиться должным образом и вовремя выйти из храма, как это предписывалось Уставом Древней Церкви. А для верных чад Церкви, которые уже крещены во Господе, тех, кто пребывает во храме на протяжении всей Божественной литургии и испытывает свою совесть, подходя к Таинству исповеди, а потом дерзает приступать к Таинству Причащения, эти слова означают то, что наступила середина Великого поста.
Конечно же, для каждого из нас это очень хороший повод оценить, что же нами достигнуто к середине этого тяжкого поприща, название которого Великий пост. Приобрели ли мы за это короткое время то, о чем желали и о чем думали и, может быть, говорили вслух священнику, готовясь к предстоящему Великому посту? Или, может быть, наоборот. Эти пройдённые недели Великого поста для нас не стали, к сожалению, спасительными. Мы не чувствуем духовного подъёма, как принято говорить, духовного удовлетворения, а чувствуем расслабленность, чувствуем уныние, скорби и то внутреннее смятение, которое дезориентирует нас, которые не даёт нам все силы своей души, своё сердце направить в сторону Господа, навстречу Его Страстным дням.
Преподобный авва Дорофей наставляет нас в своих Душеполезных поучениях, к тому, что Великий пост – это многотрудное поприще, и оно требует от нас большого самоотвержения. Оно требует отречения от ветхого человека, как об этом говорит святой апостол Павел в своих Посланиях, ради того, чтобы нам облечься в человека нового(см. Еф. 4, 22). В того человека, в которого нас облекает Сам Господь наш Иисус Христос Своей Божественной благодатью.
Но для того, чтобы нам облечься в нового человека, нам необходимо снять старую греховную одежду, одежду своих злых привычек, одежду своих навыков и тех устремлений, которые мешают нашему спасению. Это нелёгкий путь, но дорогу осилит идущий.
Преподобный авва Дорофей предупреждает нас в своём творении «Душеполезные поучения и послания» о том, что мы можем совершать добродетели трех уровней.
Первый, более простой уровень – когда мы совершаем добродетели ради того, чтобы избегнуть осуждения Бога из-за страха Божия. «Начало Премудрости – страх Господень» (см. Притч. 1,7). Это первоначальная, необходимая стадия.
Второй уровень, более совершенный, – когда мы совершаем добродетели, чтобы быть Богом похваленными, благодаренными Им, ради того, чтобы Господь отметил наш этот второй духовный уровень.
И третий, самый совершенный духовный уровень – когда мы совершаем добродетели ради самой добродетели, когда смыслом всего нашего доброделания является Сам Господь (см. преп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Поучение 4 «О страхе Божием»).
Поэтому наша с вами задача состоит в том, чтобы достигать большего совершенства в нашем духовном делании, чтобы сначала, вступив на путь боязни совершить грех, затем взойти на более высокую ступень, для того, чтобы добродетели стали нашим украшением и затем, впоследствии, мы бы, проявляя нашу деятельную любовь к нашему Христу и Спасителю Богу нашему, совершали эти добродетели ради самого Христа. И в этой всесовершенной любви Божией боялись бы оскорбить даже частью своей мысли, даже мгновением мысли боялись бы оскорбить Господа нашего. Чтобы мы, даже думая о тех добродетелях, которые нами совершаются естественным образом, а для человека, естественно совершать добродетели и противоестественно совершать те или иные грехи, чтобы для нас эти добродетели, которые служат нам украшением, являлись нашим даром Самому Христу и все бы в нашей жизни было бы связано со Славой Божией.
Поэтому, дорогие братья и сестры, поверяя наши мысли, чувства и поступки с теми наставлениями, которые предлагает нам преподобный авва Дорофей, теперь задумаемся, каждый из нас, духовенство, миряне, насколько мы в середине Великого поста, соответствуем этим духовным задачам, которые стоят перед нами. Достигли ли мы чего? Где мы находимся? Что нам об этом говорит наша совесть?
Это очень важная тема. И когда вы будете формулировать ваши вопросы, то прежде чем задать этот вопрос, спросите себя, а этот вопрос связан с каким моим желанием? Чем он внутренне продиктован? Чего я жду от Бога? Что я желаю, чтобы было в моей духовной жизни и на моём жизненном пути в целом?
Для нас важно очень следовать этому пути. И сегодня мы от Премудрого Соломона в Притчах, читаемых во время Литургии, слышали слова, которые обращают наше с вами внимание на то, что Господь призывает нас к тому, чтобы мы следовали правде Божией. Вся наша жизнь должна быть устремлена к тому, чтобы следовать правде Божией. В этом смысл нашей духовной жизни, дорогие братья и сестры.