Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Лазареву субботу
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Лазареву субботу
27 апреля 2024 г.
Свято-Троицкий Болдин монастырь
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Не так давно мы слышали с вами из Святого Благовестия повествование о том, как ученики спрашивали Господа, как им сесть по правую или левую сторону от Него в Царствие Небесном? (см. Мф. 20.23). Они заботились о том, чтобы разделить с Ним ту власть, которая принадлежит ни Ему, Сыну, а Божественному Отцу. Поэтому и Господь отвечал им на это: «Не мне это суждено решать, но Отцу Моему» (см. Мф. 20).
Господь, идя из Галилеи от своих родных пределов, медлил к тому, чтобы войти в Иерусалим. И одним из мест его маршрута стала Вифания, в которую Он медлил прийти не смотря на то, что Его предупредили о том, что болеет брат Марфы и Марии, Его друг по имени Лазарь. И Господь пришел в Вифанию уже тогда, когда наступил четвертый день со дня кончины Лазаря (см. Ин. 11, 1–45). Все естественные доказательства настоящей физической смерти Лазаря указывали на то, что этот человек не уснул, а по-настоящему умер. И запах тления, прежде всего, который исходил от гроба с телом Лазаря, убеждал всех окружающих людей и жителей Вифании в том, что смерть человека наступила.
Мы слышим из 11-й главы Евангелия от Иоанна, как и Марфа, и затем подошедшая ко гробу Лазаря Мария, скорбели о том, что их родной брат Лазарь умер. И Мария говорит Христу, что если бы Он был рядом, то не умер бы Лазарь, а Господь исцелил бы его, как исцелял многих и многих людей. И Господь произносит очень важные ключевые слова для Марфы и Марии, а вместе с тем, и для каждого из нас. Он говорит о том, что если ты будешь веровать, то будешь свидетелем чуда и славы Божией (см. Ин. 11, 40). Это очень важно, дорогие мои, для нашего с вами религиозного чувства, для крепости нашей с вами веры. Речь идет о том, что Господь, шедший на вольное, добровольное страдание в Иерусалим, еще раз убеждает Своих учеников, а через них и нас, что Он пришел добровольно пострадать ради каждого из нас, быть оболганным и осужденным, быть повешенным на Кресте и умереть на нем. Об этом Он говорил своим ученикам по дороге в Иерусалим для того, чтобы через Свое Преславное Воскресение спасти человеческий род от греха, проклятия и смерти.
Но ученики во многом не могли вместить эти знания. Они не могли понимать в полной мере то, что Господь им сообщал. Так же, как и Марфа и Мария, исповедуя Его Богом Живым, они не могли по своему ограниченному человеческому существу понять, что Бог проявляет Свою любовь деятельно прямо и сейчас. Он не откладывает на потом совершение спасения человека. Он желает всякому человеку немедленного спасения и просвещает, и укрепляет его. Для нас с вами это важно понимать, поскольку именно мгновение нашего сердечного обращения к Богу и есть тот первый шаг навстречу к Нему, подобно тем шагам, которые совершили Марфа и Мария навстречу к Богу, для того чтобы быть свидетелями славы Божией, для того, чтобы быть участниками и соучастниками того чуда, которое совершает Бог над человеком.
И очень важно понять, особенно нам, братии монашеской, что Господь призывает нас быть не просто послушниками Ему. Господь призывает нас к тому, чтобы мы стали Ему друзьями, чтобы мы понесли ответственность этой дружбы перед Богом. А что такое дружба для каждого из нас? Кто из нас не знает, что предполагает дружба? Она предполагает равное, ответственное отношение к друг другу. Она предполагает дружескую любовь, дружескую самоотдачу. Поэтому и этим событием – воскрешением Лазаря четверодневного дня – Господь обращается к нам, к тем, кто призван являть собою дружество к Богу, чтобы через любовь к Богу нам бы быть соучастниками славы Божией. И если мы будем веровать так, как Господь убеждает веровать сначала Марфу, а потом пришедшую из дома вместе с горожанами Марию, то мы, по слову Божию, через эту веру будем соучастниками славы Божией.
Это очень важные, ободряющие слова, дорогие братья монашествующие, для каждого из нас. Мы призваны быть соучастниками славы Божией, которая приобретается через нашу дерзновенную дружбу с Богом.
Господь прослезился, и окружающие Спасителя люди на это обратили внимание, как Он, Великий Пророк и Исцелитель, исцеливший слепорожденного и воскресивший сына Наинской вдовы, совершивший многие иные чудеса, как Он, этот великий человек, который должен отстоять от всякого иного, в силу своего особого призвания, особого служения, как Он Себя делает равным человеку. Но Господь и пришел на землю, принял на себя всего человека, кроме греха для того, чтобы понести это человеческое бремя, чтобы возвести человека, каждого из нас, в Царство Небесное. Поэтому Господь и заплакал, сопереживая Марфе и Марии, понимая, что все, что сейчас произойдет, произойдет во славу Божию.
Он, Господь, укрепляет духовно Своих учеников перед теми событиями, которые надлежит испытать им во граде Иерусалиме. И, может быть, вспоминая чудо воскрешения Лазаря, они укреплялись и теми словами Спасителя, обращенными к Лазарю, когда Он называл его Своим другом, потому что и Тайной Вечери Он говорил Своим ученикам: «Вы, друзья мои». Господь делает родным Себе всякого человека, который стремится обращаться к Нему, который проявляет подлинное, деятельное отношение к Нему через ту дружбу, к которой призывает Господь каждого из нас. И благодать Божия, которую мы получаем через Тело и Кровь Христовы, та благодать Святого Духа, Которая запечатлевает нас в Таинстве Крещения и Таинстве Миропомазания, та благодать, причастниками которой мы становимся через наше деятельное исполнение заповедей Божиих – все это делает нас не просто друзьями Божиими, а родными Ему. И через это мы становимся единым Телом Христовым, как об этом свидетельствует нам святой апостол Павел.
Поэтому, дорогая монашеская братия, будем не унывать и бодрствовать, радоваться тому, что Господь призывает нас к дружбе духовной, что Господь берет на себя грехи наши, немощи и недостатки, что Господь откликается на наши молитвенные просьбы, лишь бы мы веровали, дорогие братья, лишь бы вера наша открывала нам пространство жизни в Боге.
Поэтому так важно, дорогая братия, не ослабевать нам с вами в нашей келейной молитве, важно проявлять усердие в совершении нами монашеского подвига. Так важно проявлять монастырское послушание, без которого невозможно никому из нас спастись, поскольку это есть начальное послушание Самому Богу.
Так что, братья и сестры, сегодняшнее событие, которое Святая Церковь предлагает нашему осмыслению через воскрешение Господом праведного Лазаря, пусть станет поводом для того, чтобы и мы, подобно Марфе и Марии обращались к Господу. Чтобы мы не отчаивались в нашем спасении, даже когда нас как будто бы неотвратимо посещает беда. А смерть близкого человека, родного брата, безусловно, и для Марфы и Марии, была неотвратимой бедой. Даже в самые отчаянные минуты нашей жизни нам необходимо обращаться к Богу с молитвой. Нам не следует отчаиваться до конца! Нам всегда необходимо надеяться на милосердие Божие, на то, что Господь даже через те испытания, которые мы получаем в нашей жизни, призывает нас к послушанию, к смирению, к исправлению нашей жизни.
Будем помнить, что даже если горе посещает нас, то есть рядом Господь, Который утешит нас, когда будут на это обстоятельства и время. Пусть даже это, может быть, и не произойдет в этой жизни, но в силу веры в Господа, той надежды и безмерной любви, которые способно испытывать человеческое сердце, мы точно должны быть убеждены в том, что Господь утешит нас в жизни вечной, тогда, когда мы сделаем этот шаг в бесконечность через нашу кончину. Но прежде, чем эта кончина произойдет в нашей жизни, нам необходимо правильным образом выстроить свои личные отношения с Богом. Нам нужно не просто примириться с Богом, нам необходимо сделаться Его другом и братом.
Поэтому, дорогие братья и сестры, пусть сегодняшнее событие, отмечаемое Святой Церковью, наше соучастие в церковной молитве, наши личные подвиги и молитвы способствуют тому, чтобы все мы обрели Царствие Небесное, чтобы все мы, шествуя через Страстные дни, прошли через них с достоинством, с верой, с упованием на Бога, и через это стали бы с Богом и соучастниками Его Преславного Воскресения. Ведь Господь, говоря Марфе и Марии, обращается и к нам: «Я есть воскресение и жизнь» (Ин. 11,25).
Аминь.