Слово митрополита Исидора в день 470-летия со дня преставления преподобного Герасима Болдинского
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день 470-летия со дня преставления преподобного Герасима Болдинского
Свято-Троицкий собор
Болдин мужской монастырь
13 мая 2024 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе!
Неизменным образом в день преподобных отцов Святая Церковь предлагает нам чтение Евангелия от Матфея из 5 главы, где Господь в Нагорной проповеди возвещает Заповеди блаженств (см. Мф. 5). При этом мы слышим, что многие стремились быть рядом с Господом, потому что непонятная для людей сила исходила от Господа нашего Иисуса Христа. Люди стремились просто прикоснуться к Нему, исцелиться Словом Божиим.
Господь, совершая множество чудес и исцелений, произносит для нас с вами судьбоносные жизнеутверждающие слова. Он произносит их как заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5,3). В этой нищете духовной вся сила слов Божиих, потому что Господь не просто произносит их, желая окружающим этой нищеты духовной. Он Сам являет собою нищету духовную. Мы ни разу с вами, дорогие братья и сестры, не смогли из Божественного Откровения услышать, чтобы Господь что-то говорил от Себя, не относя это к Славе Божественного Отца. Все, что у Него, как говорит Господь, это все принадлежит Отцу: «Отец Мой более Меня» (см. Ин. 14, 28). В этом Господь, являясь Творцом Неба и земли, являет пример той духовной нищеты, которой должны следовать и мы.
Что же это за духовная нищета? Это неимение ничего собою и в себе. Это отнесение всего, что есть в моей личной жизни, только лишь к славе Божией. Как ведёт себя телесно нищий человек? Он воспринимает все внешнее по отношению к себе, а у него-то нет ничего, как дар Божий. Все, чтобы он ни получил: и солнечный свет, и протянутую денежную купюру, и кусок хлеба, и доброе слово – абсолютно нищий человек воспринимает все это как дар. Так и мы, дорогие мои, должны воспринимать все, что есть в нашей жизни, относя это к духовной сфере, как дар Божий. Это относится, прежде всего, к тем первым мгновениям, когда мы проснулись, когда мы ощущаем нашим головным мозгом бытие и ощущаем то, что бьётся наше сердце, что мы можем в уме и устами произносить благодарение Богу. Не это ли уже тот величайший дар, который Господь даровал всякому человеку? И так начинается наш день, мы за все, что в нём происходит, благодарим Бога, за все, что получаем доброго, и за все те испытания, которые проходим в течение этого дня, которые мы тоже воспринимаем как дар Божий.
Посмотрите, каким образом способна преобразиться наша жизнь, если даже испытания, которые, как говорят, посылает нам судьба, мы бы воспринимали как дар Божий. Как это бы преображало наше внутреннее пространство! Какое бы правильное понимание всего того, что происходит во вне по отношению к моей личности, выстраивалось бы в нас так, чтобы и даже к тому недоброму человеку, который нам желает зла или совершает его, мы бы относились как к дару Божиему. Дару, который приносит нам испытание нашей совести, испытание нашей любви по отношению к ближнему.
Важно понимать, что даже самые суровые внешние обстоятельства – это всего лишь испытание, и не более того, а впереди – величайший дар, вечная блаженная жизнь. Но чтобы эту блаженную жизнь нам с вами получить, потребуется много трудов. Трудов над самим собою, трудов, когда мы отвергаем все то, что происходит от нашего греховного естества, трудов, когда мы ненавидим грех, который совершается в мире. И эта ненависть ко греху в мире проявляется нашей деятельной любовью к ближнему. Вот, каких трудов от на нас ждёт Господь. Вот, какой пример трудов показали нам нищие духом преподобные и богоносные отцы наши.
А сегодня мы с вами отмечаем 470-летие со дня блаженной кончины преподобного Герасима, Болдинского чудотворца. Он наряду с другими великими угодниками Божиими явил нам подлинную нищету духовную. Как об этом говорит святой апостол Павел в шестой главе второго Послания к Коринфянам: «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (1Кор., 6, 10). В чем духовный парадокс тех слов, которые произносит святой апостол Павел для каждого из нас? Да в том, что если мы уподобляемся Богу и Его ближайшим ученикам в нищете духовной, то мы немедленным образом становимся причастниками этого духовного богатства, коим является Царствие Небесное.
Поэтому, дорогие мои, Господь призывает нас к тому, чтобы мы отвергли все временное в нашей жизни, чтобы мы стремились к тому, чтобы обладать самым главным неисчерпаемым богатством, наследником которого является всякий человек, созданный по образу и подобию Божию. И этим богатством является благодать Духа Святого, Царствие Небесное. Святые угодники Божии таким образом проявляли эту нищету духовную, что Господь ещё на земле, пока они были живы телесно, соделывал их причастниками Царствия Небесного. Так что, живя во плоти, они были земными ангелами, и, ощущая это Божие присутствие в своём сердце и соприкасаясь своей личностью с Личностью Бога, силой веры они совершали великие чудеса.
Невозможно, дорогие мои, невозможно совершить чудо любому человеку, который от праздности своего ума и от греховности своих помышлений собирается это сделать. Чудо совершается только Богом. И мы с вами можем в этом смысле быть орудиями в руках Божиих, проводниками этой благодати. Но Божественная благодать не войдёт в злохудожную душу, Божественная благодать не будет действовать там, где она не принесёт пользу личности человека, где это чудо может быть не пользой для людей, а соблазном для окружающих.
Поэтому Господь не всегда это проявляет в нашей с вами греховной жизни. Но главным чудом, с которым сталкиваемся мы и участниками которого должны быть, это чудо преображения нашей с вами души. Когда мы с вами искренне, не напоказ, каемся перед Богом, когда мы склоняем колена нашего сердца перед Богом, когда мы искренне просим Его простить нас, укрепить нас в духовном делании, чтобы жизнь наша прошла в покаянии, вот тогда Господь даёт нам преображающую силу Своей Божественной благодати. И, укрепляясь причащением Святых Христовых Тайн, мы вновь возрождаемся из греховного плена для того, чтобы совершать добрые дела, чтобы являть нищету духовную. Именно в этой нищете духовной является само Царствие Небесное, как оно являлось в лике преподобных и богоносных отцов так, что и на их лик невозможно было взирать людям грешным и нечестивым, потому что Божественный свет осиявал человеческое естество. И мы с вами призваны к тому, чтобы Божественная благодать вселилась в наше сердце. Каждый из нас призван к тому, чтобы мы были носителями Божиего Царства в своём сердце, чтобы мы подражали наставником нашим – таким, как преподобный Герасим, Болдинский Чудотворец, память которого сегодня Святой Церковью отмечается.
Пусть его молитвами, его предстательством Господь умудрит нас в нашей духовной жизни. Пусть Господь даст нам величайший дар смиренномудрия, чтобы мы, постигая эту мудрость в Боге, понимали бы, что «начало премудрости – страх Господень» (Притч 1,7). А когда мы не боимся Бога, когда мы не боимся греха, тогда и Господь отступает от нас Своей благодатью. Будем бояться того, что Господь отступит от нас, потому что без Бога мы всего лишь Божии твари, а с Богом – мы Его ближайшие друзья.
Поэтому, дорогие братья и сестры, нам необходимо с вами, подражая преподобному Герасиму, потрудиться в оставшиеся дни нашей жизни. Нам необходимо приложить покаяние к покаянию. Нам необходимо совершать свой жизненный подвиг, даже мысленно не желая зла окружающим нас людям. Наша задача – явить свой и личный подвиг, и гражданский подвиг. Наша задача – быть во всем примером для окружающих людей, ведь к этому Господь призывает нас, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца нашего Небесного, подобно тому, как Господь наш Иисус Христос совершил своё служение на земле ради славы Божественного Отца. И мы, подражая преподобному Герасиму, будем совершать наш подвиг, молясь этому великому угоднику Божию и призывая имя Господне в помощь нам.
Христос Воскресе!