Священномученик Мефодий Патарский (Олимпийский)
3 июля по новому стилю (20 июня по старому) Церковь празднует память священномученика Мефодия Патарского (Олимпийского).
Сведения о жизни Мефодия крайне скудны. Время его рождения – около 260 года. Имеются разногласия относительно того какую кафедру занимал святой. Греческая традиция считает его епископом города Патара в Ликии. Иероним Стридонский в своём сочинении “О знаменитых мужах” пишет, что Мефодий был “епископ Олимпа в Ликии, а затем Тира”. По православному Преданию святитель Мефодий в конце своей земной жизни был схвачен язычниками в Халкиде, с твердостью исповедал перед ними веру во Христа Спасителя, и в 312 году был приговорен к смерти через усекновение главы.
Известность Мефодий получил своими многочисленными богословскими трудами, он стал первым, кто выступил с критикой учения Оригена. Леонтий Византийский (VII век) включал Мефодия в число знаменитых учителей и Отцов Церкви, живших до правления Константина Великого.
Вот несколько сохранившихся трудов святого:
- “Пир десяти дев или о девстве”. Написано в форме подражания диалогу Платона “Пир”. Содержание книги составляют произносимые девами похвалы девству (целомудрию). Текст завершается гимном Иисусу Христу. Сочинение представляет собой свод доникейской теологии и христианской доктрины.
- “О свободе воли”. Написано против ереси валентиниан, в нем Мефодий опровергает гностический дуализм и их учение о зле и рассматривает понятие свободы человека. Сочинение сохранилось в отрывке на греческом языке.
- “О воскресении”. Написано против Оригена, сохранилось в отрывке на греческом языке. Посвящено критике оригенского понимания Воскресения и умаления им значения тела. В славянском переводе сочинение завершается молитвой, содержащей выражения, характерные для авторов доникейской эпохи.
- “О сотворенном”. Эта книга тоже направлена против учения Оригена и тоже сохранилась лишь отрывочно. В ней Мефодий опровергает учение оригенистов о том, что мир не имеет начала и совечен Богу.