Святитель Григорий Двоеслов
25 марта православная Церковь празднует день памяти святителя Григория Двоеслова, на Западе называемого Великим.
Он родился около 540 года в знатной и богатой римской семье Анициев, представители которой уже по крайней мере целый век служили церкви. Его прапрадедом был, вероятно, римский епископ Феликс III, римский папа Агапит тоже приходился ему родственником. Отец Григория Гордиан занимал видный пост в церковной администрации. Мать Сильвия, после смерти мужа жившая в уединении близ римской базилики Св. Павла, прославилась глубоким благочестием и святостью.
О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Историк Григорий Турский писал: Григорий “был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека”. Некоторое время он, вероятно, являлся префектом (главой городской администрации) Рима, а в 574 году, избрав для себя монашеский удел, основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии.
Его созерцательная жизнь во спасение души была прервана в 579 году, когда папа Пелагий II поставил его диаконом и отправил своим посланником ко двору императора в Константинополь. Но и здесь Григорий продолжал жить уединённо в кругу сопровождавших его монахов из обители св. Андрея.
Как представитель Римской церкви он обращался к византийским императорам с призывами защитить Рим от варваров-лангобардов, недавно обосновавшихся в северной Италии и в некоторых её центральных районах. Но византийские власти, ведя ожесточённые бои с персами на востоке, не могли воевать сразу на нескольких фронтах.
В 585-586 годах папа Пелагий II отозвал своего посланника в Рим. А когда понтифик умер в разгар страшной эпидемии чумы, Григорий был единодушно избран его преемником. 3 сентября 590 года Григорий был посвящён в епископы Рима и стал одним из самых влиятельных людей в империи. Папская резиденция располагалась в Латеранском дворце на юге Рима, где святитель жил в монашеском сообществе, следуя строгим правилам монастырской жизни.
В это время церковные власти приобретали всё большее влияние в Риме по мере того, как ослабевало светское правление, не способное даже организовать оборону города от лангобардов. Папа сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные с церковных земельных владений, он снабжал сограждан продовольствием, оплачивал войска, содержал стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев. Византийское же правительство обороняло центр имперской администрации в Италии – Равенну и её окрестности, не обращая внимания на остальные территории.
Долгожданный мир был заключён в 596 г. представителем папы аббатом Пробом. А святитель Григорий начал распространять христианство на земли язычников. Ему удалось убедить лангобардского принца креститься, а проповедническая миссия в Англию закончилась крещением многих местных жителей, в том числе и Кентского короля Этельберта с его народом.
В 599 году Григорий писал о близости собственной смерти: его жестоко мучила тяжкая болезнь синкопа, надолго приковывавшая святого к постели. Но он продолжал соблюдать строгую монашескую дисциплину. А 12 марта 604 года святитель Григорий скончался.
Своими трудами Григорий Великий, чтимый Церковью как её учитель, в значительной степени сформировал новый христианский запад на месте разделённой империи, а его толкования библейских книг, проповеди (“Моралии на Книгу Иова”, “Беседы на Евангелия”, “Беседы на Книгу пророка Иезекииля”, “Толкование на Песнь песней”) и “Пастырское правило” стали неотъемлемой частью западной христианской традиции. На русский язык были переведены следующие сочинения Григория Великого: “Правило пастырское”, “Беседы на Евангелия”, “Беседы на пророка Иезекииля”.
Имя “Двоеслов”, закреплённое за Григорием Великим в православной традиции, связано с названием еще одного из его трудов – “Диалоги”, или “Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души”. В книге, описывающей жития италийских святых, два собеседника – редко вопрошающий (субдиакон Петр) и пространно отвечающий (Григорий). Само же название “Двоеслов” является неверным переводом греческого Διάλογος, что в оригинале означает “Беседа” (или “Диалог”).