Обновления

“Неувядаемый цвет” – Касьопийская икона Божией Матери

Главная > Православный календарь > “Неувядаемый цвет” – Касьопийская икона Божией Матери

16 апреля – день прославления иконы Божией Матери “Неувядаемый цвет”, Касьопийской

2019-04-16_301

Касьопи – деревня на северо-востоке острова, в 36 километрах (24 милях) от города Корфу, отделенная узким проливом от албанского берега. Во времена римского владычества Касьопи была небольшим городом, в котором располагался солдатский гарнизон и храм Кассия Юпитера. После принятия Христианства на развалинах этого храма была построена церковь честь Божией Матери, в которой хранится известная икона Касьопийской Богоматери, называемая “Неувядаемый Цвет”.

Цвете неувядаемый, радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное;
радуйся, рождшая благоухание, Единаго Царя,
радуйся, Неискусобрачная, мирови спасение

Икона покрыта серебряным окладом (видны только лики Богородицы и Младенца) и увешана небольшими украшениями из золота, серебра и драгоценных камней. Неизвестно, откуда появилась эта икона, но, возможно, она написана еще в византийские времена периода Палеологов. Она издревле почитается как чудотворная.

Самое известное чудо по предстательству Божией Матери через эту икону произошло в 1530 году, когда островом правил венецианец Симоне Леоне Балби.

Однажды четырнадцатилетний деревенский мальчик по имени Стефан возвращался домой из города Корфу. На окраине города он встретил попутчиков и дальше пошел с ними. По пути им встретились юноши, возвращавшиеся в свою деревню с мешками только что смолотой муки. Попутчики Стефана решили отобрать у них муку. Стефан пытался их отговорить, но они не слушали его. Ограбленные юноши, вернувшись в свою деревню, описали грабителей, причислив к ним и Стефана.

Грабители убежали и стали скрываться, а Стефан, зная, что ни в чем не виноват, продолжал жить по-прежнему. Однако, как только он в следующий раз пришел в Корфу, его взяли под стражу как сообщника тех грабителей. Его привели к самому правителю. Стефан уверял, что невиновен, но Балби счел, что он лжет, пытаясь избежать наказания, и признал его виновным. Ему предложили выбрать для себя наказание: лишиться либо правой руки, либо зрения. В ужасном отчаянии он выбрал потерю зрения, и ему вырвали глаза. Его мать с плачем и стенаниями отвела его в церковь святого праведного Лазаря – просить милостыню, чтобы они могли вернуться домой, в свою деревню, но прохожие относились к нему презрительно, как к грабителю, и издевались над ним. Тогда несчастные мать с сыном решили просить милостыни у храма в Касьопи.

Мать повела своего ослепленного сына за руку, и так они добрались до Касьопи. В церкви они помолились и приложились к иконе, а потом попросили дать им комнату для ночлега. Монах, к которому они обратились, сказал, что человек, отвечавший за гостей, ушел и унес ключи от гостевых комнат и что они могут переночевать в церкви. Мать Стефана, обессилев от горя, уснула, а мальчик лишь время от времени погружался в дрему из-за страшной боли в глазницах. Посреди ночи он с криком вскочил, ясно почувствовав, как на его глаза надавливают чьи-то руки.

Он разбудил мать и сказал, что погасла лампада. (Обычно она горела днем и ночью.) Лампада и правда погасла, но она ответила: “Сынок, как ты можешь это видеть? Ведь у тебя нет глаз”, – и стала плакать и сокрушаться, думая, что сын потерял не только зрение, но и рассудок. Стефан с нетерпением прервал ее и сказал, что все видит. Мать взглянула ему в лицо при свете лампы и увидела, что у него есть глаза! Раньше глаза у него были карие, а появившиеся теперь оказались голубыми. Мать и сын закричали и заплакали в великом страхе и радости, славя Пресвятую Владычицу Богородицу.

От их криков проснулся монах и пришел посмотреть, почему они так шумят. Он выслушал их рассказ и, внимательно разглядев Стефана, немедленно отправился в город во дворец правителя. Он обвинял Балби в том, что тот настоял на исполнении несправедливого приговора. Придворные пытались выдворить его, но он не уходил, пока его не выслушали. Балби, узнав о случившемся, сам поехал в Касьопи в сопровождении придворных.

Хотя Балби лично увидел Стефана, он усомнился в чуде, думая, что это мог быть другой человек или что в действительности он не был ослеплен. Однако на лице Стефана были четко видны специфические повреждения, нанесенные грубым железным инструментом палача. Правитель вернулся в город и с пристрастием расспросил палача. Вырванные глазные яблоки все еще лежали в ведре, куда их бросил палач, и Балби со своими придворными могли убедиться, что цвет их был не голубым, а карим.

Правитель послал за Стефаном, и когда тот явился к нему, Балби просил у него прощения. Он попытался в какой-то мере загладить свою вину, компенсировать причиненные страдания подарками и обещанием помощи и содействия в будущем. Потом Стефан вернулся домой, а правитель отправился в Касьопи; там он обновил церковный двор и украсил чудотворную икону Божией Матери.

Этот случай – не просто восстановление зрения, а создание отсутствовавших глаз – не был беспрецедентным. Святитель Василий Великий в комментарии на Евангелие от Иоанна говорит, что Господь, исцеляя слепого, плюнул на землю, скатал глиняные шарики и вложил их в пустые глазницы слепца. Когда тот умылся в купели Силоам, глиняные шарики стали настоящими живыми глазами. Один из авторов, комментировавших чудо в Касьопи, добавляет, что Богородица промыслительно дала Стефану глаза другого цвета, чтобы никто из знавших его не усомнился в истинности чуда.

В 1670 году, то есть через сто сорок лет после этого чудесного события, известный иконописец Феодор Пулакис на пути с острова Крит плыл на корабле по проливу между Корфу и берегом Албании, что напротив Касьопи. Корабль попал в шторм, и Феодор, опасаясь, что тот может затонуть, стал просить Богородицу о помощи. Шторм прекратился, а Феодор, когда лег спать, увидел во сне последовательно все события чуда исцеления Стефана и саму икону в церкви в Касьопи. Феодор никогда там не был и впоследствии специально приехал в Касьопи удостовериться в истинности своего сна. После этого он написал икону с изображением этого чуда.

Вскоре после чуда со Стефаном храм в Касьопи был разрушен во время безуспешной осады берегов Корфу турками. В 1590 году один из адмиралов венецианского флота восстановил и расширил его, после чего и сам храм, и чудотворная икона Богородицы оказались в руках католиков на целых два столетия. Икону перенесли на хранение в город Корфу и поместили в католическом храме в Тенедосе, где она оставалась до 1797 года – до того момента, когда Корфу захватили французы. Они возвратили икону православным. Православные не отдали ее в храм в Касьопи, а поместили в церкви архангела Михаила (XIV века) в городе Корфу. Город Корфу имел укрепления, а Касьопи, находящаяся прямо напротив албанского берега, от которого ее отделяет узкий пролив, открыта всем ветрам. Во время II Мировой войны икона для безопасности была перевезена в резиденцию архиепископа, и, как оказалось, не зря, поскольку итальянские бомбы потом разрушили храм святого Михаила. 3 апреля 1967 года состоялось торжественное перенесение чудотворной иконы Божией Матери в Касьопи, где она сейчас и пребывает.

Издревле престольный праздник храма в Касьопи отмечается в пятницу Светлой седмицы. Его называют праздником Живоносного Источника. Праздник иконы “Неувядаемый Цвет” и святого Иосифа, Сицилийского Песнописца, автора канона, который стал источником вдохновения для создателя иконы, отмечается 3 апреля ст. ст. Воспоминание чуда, связанного с Касьопийской иконой, празднуется 8 мая.

Главная > Православный календарь > “Неувядаемый цвет” – Касьопийская икона Божией Матери