Успение Пресвятой Богородицы
28 августа по новому стилю (15 августа по старому) Русская Православная Церковь отмечает Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник является двунадесятым и имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства, ему предшествует двухнедельный Успенский пост. Отдание Успения празднуется 5 сентября по новому стилю (23 августа по старому).
Успение Пресвятой Богородицы не описано в Евангелиях, но подтверждается церковным Преданием. Последние дни своего пребывания на земле Дева Мария проводила в Иерусалиме, много молясь на местах Страстей Христовых. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня она “отойдёт ко Христу Богу”. В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.
Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу, и “по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия”. О произошедшем далее расскажем словами святителя Димитрия Ростовского:
“Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери”.
Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: “Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея” – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. Опоздавший к погребению на три дня апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”.
История празднования Успения начинается в VI веке, при императоре Маврикии, который своим указом постановил отмечать этот праздник 15 августа (по старому стилю).
В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается Богослужение погребению Богоматери (особенно торжественно – в Иерусалиме, Гефсимании и гробнице Богородицы). Чин погребения Богоматери совершается во многих храмах на 2-й или 3-й день праздника. После прочтения погребальных стихов, составленных по подобию такого же богослужения в Великую Субботу, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице Богородицы; совершается её каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем.
В день Успения Пресвятой Богородицы совершается престольный праздник в главном храме Смоленской епархии – Свято-Успенском кафедральном соборе.
Тропарь, глас 1:
В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.
Кондак, глас 2:
В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.