Торжество Православия
В первое воскресение Великого Поста, в текущем году – это 13 марта, отмечается достаточно необычный праздник, именуемый Торжеством Православия.
В этот день 843 года торжественно завершился Константинопольский Собор, анафематствовавший иконоборцев и восстановивший почитание икон в православии. Хотя Вселенский Собор 787 года и пришел к схожему решению, иконоборческие гонения продолжались вплоть до смерти в 842 году императора Феофила и восшествия на престол его жены Феодоры, регентши при малолетнем Михаиле III. Новая императрица остановила преследования икон и созвала Собор, по результатам которого и провозгласила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”. Полностью догмат о иконопочитании звучит так:
“Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и Святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней”.
Патриарх Константинопольский Мефодий установил особое праздничное богослужение в день Торжества Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. В богослужении этого дня утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в службе дня Торжества Православия занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно и иконоборцам, и всем тем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.