Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому) Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Праздник имеет один день предпразнства и пять дней попразднства, являясь первым двунадесятым праздником по церковному календарю (с 14 сентября).
Евангелия не повествуют об этом важном событии Священной истории, но подробности происходившего известны из апокрифического текста II века “Протоевангелие Иакова”. Согласно ему, у благочестивой семейной пары Иоакима и Анны не было детей. Не ясно, где именно они жили – или в Иерусалиме, или в Назарете, но последняя версия считается предпочтительной в настоящее время. Иоаким происходил из рода царя Давида, Анна – из священнической семьи. Жили они не бедно, но бездетность в то время считалась признаком наказания Божьего, поэтому однажды, когда Иоаким отправился в храм принести жертву Богу, первосвященник не принял ее со словами: “ты не создал потомства Израилю”. Глубоко опечаленный Иоаким удалился в пустыню, дав обет не возвращаться, пока не получит указание свыше. Жена его Анна, узнав о произошедшем, пошла в сад и молилась со слезами, взирая на птичье гнездо с маленькими птенцами. “Даже птицы небесные имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости”, – думала она. Внезапно явился ей ангел Господень и возвестил: “Господь услышал молитву твою, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире”. В то же время Иоаким в пустыне получил подобное видение.
Супруги встретились у храма, сообщив друг другу радостную весть. Прошли положенные девять месяцев, и Анна родила дочь, которую родители назвали Марией и обещали отдать по достижении трех лет в храм на служение Богу, что и было исполнено вскоре.
Среди некоторых христиан бытовало мнение о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Но православие лишь зачатие Христа признает непорочным, а вот в католицизме папой Пием IX в 1854 году был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии без каких-либо на то никаких оснований. Кстати, тот же Пий IX ввел и догмат о непогрешимости (безошибочности) папы, дающий тому право вносить практически любые изменения в католическое учение.
Как и прочие Богородичные праздники, Рождество Богородицы начало праздноваться много позднее того, как произошло, а точнее – в V веке. Первые упоминания о нем встречаются у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 годы) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. Тропарь праздника был составлен сравнительно рано, в V-VII веках, поэтому совпадает в православии и католицизме, являясь чуть ли не единственным подобным примером.
Тропарь праздника
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак праздника
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.