Обновления

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Главная > Православный календарь > Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому) Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Праздник имеет один день предпразнства и пять дней попразднства, являясь первым двунадесятым праздником по церковному календарю (с 14 сентября).

2014-09-21_2

Икона праздника

Евангелия не повествуют об этом важном событии Священной истории, но подробности происходившего известны из апокрифического текста II века “Протоевангелие Иакова”. Согласно ему, у благочестивой семейной пары Иоакима и Анны не было детей. Не ясно, где именно они жили – или в Иерусалиме, или в Назарете, но последняя версия считается предпочтительной в настоящее время. Иоаким происходил из рода царя Давида, Анна – из священнической семьи. Жили они не бедно, но бездетность в то время считалась признаком наказания Божьего, поэтому однажды, когда Иоаким отправился в храм принести жертву Богу, первосвященник не принял ее со словами: “ты не создал потомства Израилю”. Глубоко опечаленный Иоаким удалился в пустыню, дав обет не возвращаться, пока не получит указание свыше. Жена его Анна, узнав о произошедшем, пошла в сад и молилась со слезами, взирая на птичье гнездо с маленькими птенцами. “Даже птицы небесные имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости”, – думала она. Внезапно явился ей ангел Господень и возвестил: “Господь услышал молитву твою, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире”. В то же время Иоаким в пустыне получил подобное видение.

Супруги встретились у храма, сообщив друг другу радостную весть. Прошли положенные девять месяцев, и Анна родила дочь, которую родители назвали Марией и обещали отдать по достижении трех лет в храм на служение Богу, что и было исполнено вскоре.

2014-09-21_1

Икона святых Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы

Среди некоторых христиан бытовало мнение о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Но православие лишь зачатие Христа признает непорочным, а вот в католицизме папой Пием IX в 1854 году был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии без каких-либо на то никаких оснований. Кстати, тот же Пий IX ввел и догмат о непогрешимости (безошибочности) папы, дающий тому право вносить практически любые изменения в католическое учение.

Как и прочие Богородичные праздники, Рождество Богородицы начало праздноваться много позднее того, как произошло, а точнее – в V веке. Первые упоминания о нем встречаются у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 годы) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. Тропарь праздника был составлен сравнительно рано, в V-VII веках, поэтому совпадает в православии и католицизме, являясь чуть ли не единственным подобным примером.

Тропарь праздника

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак праздника

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Главная > Православный календарь > Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии