Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
15 февраля отмечается Сретение Господне – один из двунадесятых праздников Русской Православной Церкви
По закону Моисееву всякая женщина, родившая ребенка, не входила в храм сорок дней. По истечении этого срока младенца, если он был мальчиком, приносили в святилище, посвящая Богу, а мать должна была совершить очистительное жертвоприношение. И хотя Пресвятая Богородица не нуждалась в очищении, она смиренно подчинилась обычаю и пришла в Иерусалимский Храм с Богомладенцем на руках.
В это же время в Храме находился старец Симеон, которому Ангел Господень предсказал дожить до пришествия обещанного Мессии. Старец почувствовал в принесенном Младенце предсказанного ветхозаветными пророками, и благословил Его со словами: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля”.
А самой Пресвятой Деве Симеон предсказал: “Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец”.
Затем Младенца увидела 84-летняя вдова Анна, ведшая благочестивую жизнь и пророчествовавшая. Она также узнала в Нем Мессию, и славила Бога по всему Иерусалиму.
Поначалу Сретение Господне не было самостоятельным праздником, а лишь завершало 40-дневный цикл после Рождества Христова. Но в V веке Сретение утвердилось в Церкви в качестве самостоятельного праздника. В Русской Церкви этот праздник стал двунадесятым, и хотя посвящен Господу, по содержанию и восприятию очень близок богородичным праздникам. В этот день освящаются свечи, после освящения называемые “сретенскими”.
Тропарь Сретения Господня
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.
Кондак Сретения Господня
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.