Слово епископа Вяземского Игнатия на Прощеное воскресенье
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 1 марта 2009 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Сегодняшним вечерним богослужением мы переступили порог Святой Четыредесятницы в надежде не просто пройти поприще Великого поста, ограничив себя в пище и питии, но, самое главное, в надежде на то, что мы сможем изменить свой образ жизни, образ своего мышления, что мы можем обновиться, обрести в себе нового человека. И это обретение происходит во время дней Святого Великого поста. И то, что Церковь предлагает совершать в пост, помимо отказа от вкушения скоромной пищи, молитвенные воздыхания, – это есть не что иное, как духовное упражнение, духовное мудрствование над самим собой, над темой своего жития.
Как любая врачебная наука предлагает страждущему человеку средства для исцеления, для облегчения его участи, а может даже порой предотвращения смертельного исхода, так и Церковь предлагает ныне живущим особое лекарство для спасения души человеческой, для отвращения и предотвращения греха, для спасения от духовной смерти. И духовной смертью, духовной гибелью человека является не что иное, как человеческий грех, грех, который отделяет человека от Бога, уводит человеческую душу вдаль от Господа, постепенно повергая человека в некую духовную пропасть, ту пропасть, из которой тяжело обычно подыматься. И как говорят духовные отцы, проще грех предотвратить, чем его искоренить. Предотвратить грех можно в том случае, если человек будет иметь силу воли, силу мужества и терпения, будет способен соизмерять свои поступки с заповедями Божиими, будет способен думать, действовать, помышлять так, как будто он предстоит пред Богом. Ведь все наши дела, наши мысли протекают пред очами Божиими. Порой человек думает, что он совершает тот или иной поступок, и Господь не замечает этого поступка. Человек думает, что, совершив один раз грех, может повторить и второй раз, и третий, тем самым не навредив своей душе. Но сам человек даже и не замечает, что сам автоматически он впадает в руки дьявола и становится инструментом в руках врага рода человеческого, и грех порабощает его душу, отрывая его от источника Божественной благодати, от самого Господа.
Святые отцы подвизались в жизни своей, служа Господу, будучи обычными людьми. Но осиянные благодатью Божию, они боролись со страстями, боролись со своими недостатками и духовными недугами, потому что видели в жизни Самого Господа, видели путь, по которому Он прошел, слышали о тех великих свершениях, которые Господь творил на земле в Своей земной жизни. Это все помогало и укрепляло их в их жизненном борении со грехом, с духовными недостатками и духовными болезнями.
И Церковь ныне предлагает возможность для каждого через веру, христианскую надежду обрести путь, по которому душа отныне может пойти. Этот путь, это средство, это лекарство, в первую очередь, есть человеческая любовь, любовь к Богу и человеку. Как говорил апостол Павел, если кто не имеет любви, а даже имеет великие добродетели, тот есть ничто. Ибо любовь, как абсолют, является силой, способной победить не только грех, но способной возродить человека, поднять из духовной пропасти и привести к Богу. Нелегко порой бывает соблюдать эту заповедь, эту добродетель. Но Господь именно в этом положил основание Своей Церкви. Именно любовь стала краеугольным камнем в отношении людей друг с другом, в отношении человека с Богом. И удивительно порой бывает, когда человек говорит о любви, а этой любви не имеет. Если человек не имеет любви к своему ближнему, то о какой любви может идти речь пред Богом. Ибо если мы видим человека, находящегося рядом с нами и с тем самым не имеем любви, то как можно говорить о невидимом, но высшем начале, Творце всей человеческой жизни.
Чаще всего этой добродетели препятствует человеческая гордость. Все святые отцы называли гордость матерью всех грехов. Но бывает так, что человек не видит своей гордости, не видит того греховного порока, и часто эту гордость выдает за человеческое достоинство. Даже и сегодня в современном мире можно слышать о правах и достоинствах человека, тем самым приводя грех как образец человеческой жизни. Но этот пример не является истинным примером. Действительно, человеческое достоинство есть великая сила и великое свойство человека, ибо человек создан по образу и подобию Божию и призван к великим свершениям. Но то, что грех вкладывает в понятие этого свойства человеческого достоинства, – есть обман, попытка завуалировать грех как грех, порок как порок, страсть как страсть. И когда человек переступает через порог гордости посредством любви, то он изничтожает эту гордость. Он способен возродить в себе образ и подобие Божие, он способен творить добрые дела.
Время поста как раз и есть то время, та духовная сила, способная изменить и обновить человека. Время поста – это врачебница, в которую приходят люди для того, чтобы получить исцеление, для того, чтобы получить средства, способы к этому исцелению, для того, чтобы через духовную болезнь не обрести духовную смерть, а через обретение духовной смерти не обрести и физическую смерть. Время поста – это время покаяния и молитвы, когда мы, соединяясь в молитве с Господом, пытаемся увидеть ту чистоту человеческой души, которую Господь создал на заре человеческой истории. Поэтому, взирая на окончание поста, мы взираем на цель, на нашу надежду, потому что в конце Великого поста должен сиять свет Христова Воскресения, свет победы добра над злом, свет победы над смертью, потому что Господь, взошедший на Голгофский крест, уничтожил зло, уничтожил смерть. И мы, последователи Господа, христиане, его верные ученики, должны следовать этим путем и встретить Светлое Христово Воскресение как символ нашей общей победы.
Начало этой победы полагается сегодня, в день Прощеного воскресенья. Воскресенье сегодняшнее называется Прощеным, ибо, приступая к дням Великого поста, мы лишь только через прощение можем достичь тех высот, тех свершений, к которым нас призывает Господь. Только через прощение Господь может открыть нам Свою великую милость, ибо Господь ждет каждого из нас и своими объятьями готов принять каждого из нас, если мы последуем к Нему навстречу, если свои затвердевшие сердца мы растопим любовью и поспешим навстречу Спасителю. Господь не нуждается в нашей любви, в Его любви нуждаемся мы, ибо через эту любовь мы получаем Его всепрощение, через эту любовь мы получаем Его великую помощь, способную нас приводить ко Христу.
И в сегодняшний вечер во всех храмах люди собираются для молитвы, для того, чтобы вступить в пост и открыть свое сердце навстречу Господу. В первую очередь, открывают сердца своим ближним, ибо жизнь человеческая сурова, и законы мира сего, которые чаще всего противостоят законам духовным, влагают в сердца человеческие злобу, обиду, гордость, кичение и те духовные пороки, которыми мы страдаем. Вступая в дни Великого поста, мы пытаемся сбросить с себя эту духовную грязь, омыться в бане чистоты и благодати Божией и испросить друг у друга прощения. Трудно это делать, потому что сердце человеческое порой настолько окаменевает, что трудно простить в этой жизни тот или иной поступок своему ближнему. Внешне можно это совершить с легкостью, преклонив колена и испросив прощения, но сделать это по-христиански, так, чтобы после этого прощения не осталось не просто обиды, но даже и памяти, сделать очень трудно. Но мы являемся христианами, последователями Христа, ибо видим Его пример перед собой. Мы вспоминаем Его прощение всем распинателям и злопыхателям, которые стояли у креста и кивали своими главами, и Господь прощал им, ибо они не ведали, что творили.
И сегодня я также хотел перед всеми вами попросить прощение за те мысли, грехи, поступки, которые я, быть может, сотворил пред вами как архиерей, как пастырь, ибо архиерей всегда является примером, образцом для многих, кто приходит в храм Божий, кто приходит в объятия Отца Небесного, духовным лидером, путеводителем многих ко Христу, и по жизни архиерея судят не просто о человеке, но и о Церкви. И сегодня в канун Великого поста я испрашиваю у всех прощения.