Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 5 января 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, только что мы слышали родословие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мы слышали имена людей, которые являются родственниками Господа по плоти. И смысл чтения в неделю перед Рождеством Христовым в том, чтобы напомнить всем нам, что Иисус Христос явился миру не только истинным Богом, но и истинным Человеком, в подлинной человеческой природе. Мы, благодаря этому родословию Господа, опровергаем известные нам с древних времен ереси, которые лживо учили о том, что плоть Господа призрачна, или что Он воспринял не всю человеческую природу, не во всей полноте – или без души, или без чувств; или эта природа человеческая не совсем тесно была соединена с Его Божеством… И прочие, прочие, другие ереси опровергает это родословие. Бог явился для нас с вами, ради нашего спасения и подлинным человеком, причем в Его родословии, как мы слышали, были не только люди праведные, но и те, которые были подвержены греху, но боролись с ним.
Обратите внимание, что одно дело жить во грехе, а другое – быть грешным и бороться со грехом. Это разные вещи. Грех подобен медленному потоку зла, который не останавливает никакая иная сила, – вот что такое жизнь во грехе. А жизнь, связанная с борьбой с грехом, является тем, может быть незначительным, лучиком Божественного света, который освещает этот грех и по сути превращает его в жизнь с Богом.
Так и жизнь тех людей, которые являются родственниками по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, – не все из них были праведны. Но были и праведники. Мы слышали об Аврааме, вера которого Богом была настолько испытана, что трудно сравнить испытание веры любого другого человека, поскольку ему было повелено сына своего принести в жертву. И он понес его на гору, и уже замахнул нож, чтобы принести Богу жертву, но ангел Господень останавливает его руку, потому что Богу нужны не плоть и кровь, а нужны сердечные жертвы: молитва, смирение и покаяние. А как был испытан Исаак или Иаков? Иаков боролся с ангелом, как мы знаем из истории Ветхого завета, боролся для того, чтобы подтвердить свою веру в Бога. А сколько веры было в Моисее! И в других пророках – родственниках Господа… Но были и люди кающиеся от греха – царь и псалмопевец Давид, который посвятил свою жизнь покаянию, и его псалмы мы каждый раз слышим на богослужении. Что может сравниться с Давидовым покаянием? И все это являет нам пример, как люди, живущие во грехе, но кающиеся в нем, способны преодолеть этот грех и быть всегда с Богом. И для всех нас история этих кающихся от греха людей является подтверждением тому, что Бог всегда неотлучно находится даже с самым последним грешником, даже если мы живем без Бога, Он стоит рядом с нами, ждет, когда мы обратим внимание на Него. И когда у нас бывают минуты просветления, когда мы задумываемся о Боге, Он с радостью открывает Себя человеку.
В родословной Господа показана правда жизни человеческой. И правда эта заключается в том, что жизнь человечества не всегда была праведной, она и не есть всегда праведная, – это история человечества как история борьбы с грехом. Вот подлинная история человечества! И там, где нет этой борьбы, там нет истории. А где есть борьба с грехом, там всегда рядом Бог, Который помогает человеку даже в последней немощи его, Который дает силу, и эта сила проявляется в человеческой немощи. История человечества преисполнена историей героев, историей подвижников благочестия, великих деятелей науки, культуры, образования, военачальников, и прочих людей, творчески настроенных, для которых жизнь в Боге является призывом к творчеству, подражанием Богу в творчестве Его.
И для нас перечисление имен в первой главе Евангелия от Матфея является примером того, как мы должны относиться к собственной жизни и к Богу, Который направляет нашу жизнь. Мы не должны отчаиваться, если мы согрешаем, мы должны надеяться на Бога, способного простить любой наш грех, если мы каемся в нем и желаем изменить наш образ жизни. Но если мы возвращаемся ко греху, то Бог как чадолюбивый Отец молчаливо не препятствует нам, понимая, что мы научимся опыту этого греха и поймем бессмысленность его, и все равно вернемся к Отцу нашему Небесному. Все бессмысленно без Бога, ничего не имеет смысла, не имеет истории, если нет рядом Бога.
Перечисляя имена родственников Господа, этих разных людей, мы должны с благодарностью помнить их. Помнить, потому что и наша история должна быть преисполнена памяти и благоговения к нашим предшественникам. Ведь чему нас учит родословие Господа? Тому, что мы так же несем ответственность за свои предшествующие поколения, ведь у каждого из нас есть такое же родословие, и мы можем увидеть в нем и людей праведной жизни, и людей грешных и кающихся во грехе. Как Господь, освещающий Своим пришествием все древо жизни Своих предшественников, Своих родственников, так и мы должны освещать поколения людей, которые прошли перед нами. Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы быть ценным плодом на этом древе жизни наших родственников, чтобы Господь, глядя на этот драгоценный плод, смог простить и все древо. И как нам известно по Евангельской правде, если на древе нет плодов, Господь посецает это дерево и оно погибает. Постараемся жизнью нашей сделать так, чтобы хотя бы мы, не предшественники наши, не родные, давно ушедшие от нас, но хотя бы мы были этим ценным плодом, благодаря которому Господь помиловал бы все древо жизни наших предшественников. Пусть предстоящее Рождество, Вифлеемская звезда, которая очень скоро возникнет на Божественном небосклоне, освещает всем нам путь нашей жизни и путь нашего спасения. Аминь.