Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Прощеное воскресенье
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 2 марта 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, мы сегодня вспоминаем изгнание Адама из рая. Это воспоминание является прямым свидетельством тем критикам Церкви, которые считают что, Церковь только празднует, проводит время в застольях и веселии. Сегодняшнее событие опровергает их ложное мнение, поскольку Церковь не только празднует, но больше – воспоминает, она принимает те прошедшие события в свое сознание и через рефлексию, через самосознание предлагает конкретные действия, которые выражаются в служении Церкви, в помощи ближним.
Сегодняшнее событие, которые мы вспоминаем, посвящено одному из самых страшных событий в истории человечества – это изгнание Адама из рая. Но не изгнание как таковое мы вспоминаем, а то преступление Адама, которое и явилось причиной изгнания. Адаму было все дано, чтобы он исполнил главное свое предназначение, оно заключалось в заповеди Божией, которая говорила о том, что ему необходимо трудиться, и через этот труд, через общение с Богом он достигнет обожения, станет Богом по благодати, причастником Божией благодати. И Адам шел по этому пути, он трудился, он общался с Богом, он обоживался. Но дьявол-искуситель предложил Адаму более короткий путь к обожению, он предложил ему совершить некое деяние, которое способно было в короткий срок из Адама сделать Бога. И Адам поверил, что без труда, без усилий, без самосовершенствования можно достигнуть этой цели. И он искусился. И вместе с ним искусилась и жена его. И это явилось причиной грехопадения. Адам физически не мог находиться в раю, потому что в жизнь, в его человеческую природу вторгся грех, разрушивший эту природу изнутри. Как зеркало, которое, разбившись, разлетается на маленькие кусочки, так и природа Адама потеряла свою целостность и целомудрие, и он стал зависим от стихий мира сего и от дьявола.
Наказание, последовавшее затем, не совпадает с наказанием в нашем человеческом смысле. Божие и человеческое наказание различаются. Наше наказание бывает предметом возмездия. Но Бог не посылает своему творению возмездия, Он лишь создает условия, в которых Адам как личность, как природа может существовать, и это существование возможно было только в изгнании, в исправлении Адама. Когда родители наказывают своих детей, это не является предметом возмездия, это лишь призыв, возможность ребенку исправиться, изменить свое поведение, обдумать свой поступок и не совершать его боле. Так произошло между Богом и Адамом. Бог, наказывая его, не желает ему зла. Бог не может желать зла, Он источник добра. Он лишь желает исправления Адама. Он его помещает в негорний мир, в наш тварный мир, чтобы он мог существовать в этом падшем мире и исправляться.
Предстоящий Великий пост, в который мы вступаем с завтрашнего дня, очень напоминает нам место Адамова изгнания. Потому что мы в эти сорок дней подобно Адаму должны будем подумать над жизнью своей, исправить то, что в нашей жизни необходимо исправить. Приложить усилия к борьбе с нашими страстями, которые обуревают и властвуют над нами в течение всего года. Это время нашего очищения, и мы должны посвятить это время Богу. Это та малая десятина, которую мы точно можем Богу принести. Ведь Богу не нужны деньги, Ему не нужно наше богатство и благополучие, Ему нужно наше сердце, любящее Его, способное ради Него принести в жертву самого себя. И лучшей нашей жертвой Богу будем мы сами, если мы будем способны принести себя как жертву.
Пусть Господь даст нам всем силы, чтобы совершить это самое трудное шествие в году. Напряженное время богослужений, воздержание от пищи, от иных привязанностей в нашей жизни для каждого из нас станут испытанием, которое нам будет трудно понести, поверьте. И не только обычным христианам, но и священнослужителям, и всем тем, для которых, как нам кажется, это является простым делом. Нет. Каждому из нас очень тяжело приходится переживать это время, потому что приходится бороться с собой, со своими страстями и похотями. Поэтому вместе приложим усилия, чтобы совершить это великое поприще.
И услышим призыв святого апостола Павла, который мы сегодня слышали в послании к римлянам, к тому, чтобы нам оставить дела тьмы и облечься в оружие правды и света. Услышим и призыв самого Господа, обращенный к нам в Евангелии от Матфея, не будем осуждать тех, кто не постится, будем смотреть только на свои поступки и оценивать только себя, потому что каждый из нас является рабом Божиим, а как мы, являясь рабами Божиими, можем судить другого раба? У нас нет на это никаких прав. Будем обращать внимание только на свои поступки, будем стараться совершать только дела света, добра, чтобы нам быть сынами света, и чтобы нам вместе с Адамом, находящимся в изгнании, обрести Господа. А Его можно обрести каждому из нас только через умерщвление наших страстей, сораспятие себя Христу… и через совоскресение себя Христу, целью которого и является предстоящий Великий пост. Аминь.