Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на вечерне в Прощеное воскресенье
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 2 марта 2014 г.
Дорогие отцы, братья и сестры, в течение трех недель мы слышали церковное песнопение “Покаяния отверзи ми двери…”, и вот пришло время, когда мы буквально стоим перед этими дверьми покаяния, перед спасительным поприщем Великого поста. Нам эти двери ныне открылись, и мы с ужасом взираем внутрь этих дверей, потому что мы видим темноту. Черные одежды, духовенство одето во все черное. Мы услышим в эти 40 дней продолжительные молитвенные словословия. Нам придется совершать много поклонов. Мы будем каяться в наших грехах. И все это у нашей души и у нашего тела не вызывает восторга. Нас ужасает то, что нам предстоит совершать. Но, как нас ободряет святитель Феофан Затворник, Вышенский чудотворец, нам небоязненно нужно войти внутрь помещения за этими дверьми. И когда мы окажемся во мраке, мы тут же увидим пусть не очень заметный, но свет, который впереди. Этот свет – это наша с вами жизнь по духу и наша жизнь в Духе Святом. Это цель нашей жизни. Мы должны идти к этому свету без боязни и страха. И поверьте, Господь будет укреплять нас на этом пути.
Как мы знаем, образным выражением, по мнению многих святых отцов, пост является некой птицей, правым и левым крылом которой являются пост и молитва. И мы должны будем взлететь к Богу, прилагая усилия к тому, чтобы через молитву и через воздержание нам подниматься все выше и выше, чтобы достичь Бога. Пост, как об этом говорит преподобный Ефрем Сирин, это то, чему пророки, апостолы, мученики радуются. Радуются потому, что с помощью и благодаря этому посту они совершили дело спасения, они достигли Божиего престола.
Пост это древнее установление не только Церкви, но и Ветхого Завета. Читаем в книге пророка Иезекииля: “Обратитесь ко Мне всем сердцем с постом…”, в книге Товии мы читаем слова, сказанные архангелом Рафаилом: “Доброе дело пост, сопряженный с молитвой и делами милости…”. Мы знаем историю из книги пророка Ионы, когда царь Ниневийский, которому пророк предрек гнев Божий, что уничтожит весь город и царство, повелел всему городу, всем жителям и даже скотам совершать пост, и Бог не исполнил пророчества, переданного Ионе, – город остался цел. Вот что может пост. Мы знаем, как царь-пророк Давид постился, говоря о том, что от поста и молитвы у него заболели колени, и он изнемог. Мы знаем, как постились святые апостолы и передали Церкви наставление совершать пост. Святитель Василий Великий так восхваляет и воспевает пост, что говорит, что он является “охранением жизни младенца, он умудряет молодость и укрепляет старость”. Он говорит, что пост – это то средство, которое является лучшим для любого недугующего человека.
Трудно назвать все положительные моменты, которые имеет пост. Но для каждого из нас он труден. Потому что нет ничего, чтобы нам в жизни давалось просто так, все самое благое, совершенное мы должны достигать через труд. Пост, воздержание – это тот великий труд, благодаря которому мы сможем получить дар Божий видения собственных грехов, мы сможем получить облегчение в нашей молитве, сможем набраться новых сил нашего духа, способных нас возвести к Богу и к Его ведению.
Но прежде чем совершить это великое дело поста, мы должны попросить друг у друга прощения. Потому что если мы будем совершать это великое делание без мира в душе, то пост будет для нас бесполезен. По сложившейся древней церковной традиции вся Церковь в этот день накануне Великого поста просит прощения друг у друга. Я, являясь епископом Смоленским, главой Смоленской епархии, также прошу у каждого из вас, у клириков и у мирян – у всей Смоленской церкви – прощения…