Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Всенощном бдении в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 22 марта 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, ученики, которые сопровождали Господа все три с половиной года Его служения, Его слова, не могли поверить в Его воскресение. Не могли поверить, потому что, как мы понимаем и часто об этом говорим, разум наш неспособен воспринять все то, что происходит в окружающей нас жизни. И особенно он не способен понять, что происходит в Божественной области. И когда Господь воскрес, ученики не могли понять разумом, как это произошло. Святитель Филарет, митрополит Московский, рассуждая о природе веры, говорит нам: вера начинается в разуме, но принадлежит сердцу. Поэтому все, что относится к области нашей веры, не способен понять разум. И ученики – такие же люди как мы – неспособны были сразу же поверить в чудо воскресения Христова. Поэтому и апостол Фома требовал, чтобы Господь позволил ему вложить руки в Свои раны. Поэтому и жены-мироносицы хотели убедиться в воскресни Христовом и ждали Его явления. И Христос многажды являлся Своим ученикам до Своего вознесения.
В подтверждение Своего преславного воскресения, как мы сегодня слышали, Он даже вкусил рыбы и меда, чтобы ученики поняли, что Его плоть не призрачна, а реальна. Но несмотря на то, что Христос имел способность вкушать рыбу и мед и можно было осязать раны, оставшиеся на Его теле, мы все свидетели тому, какие чудеса происходили в Его теле. Он являлся в разных местах, Он проходил сквозь затворенные двери, – и все это для учеников вроде бы должно было быть не новым, ведь они видели хождение Господа по водам, видели преображение Его на Фаворе, но чудеснее, чем воскресение Христово, чем восстание тела от смерти к жизни – нет на земле.
И Христос являет это чудо, спасая каждого из нас. И показывает нам, что в таком теле, чудесном, способном проходить сквозь двери и перемещаться в пространстве и иметь чудный Божественный свет, можем быть и мы, потому что мы со-телесники Христовы. Тем самым показывая, что не только дух Его, но и тело Его имеет Божественную природу и лежит в области Божественного. И наше тело способно также пребывать в этом Божественном пространстве, оно к этому призвано, и Адам до грехопадения своим телом находился в раю, в вечности, и беседовал с Богом, и называл именами животных.
Но грехопадение разрушило целостность человеческой природы. Поэтому мы, рожденные и живущие в тленности нашей по плоти, не способны поверить, что наше тело призвано к чему-то другому. Греческий язык очень четко и ясно разделяет плоть и тело. Σάρκα (плоть) – означает ее тленность и смертность, а σώμα (тело) – по-гречески означает причастие к Божеству и способность быть воспринятым Богом. И когда Христос говорит о греховном теле, Он употребляет по-гречески σάρκα. А когда Он и апостол Павел в своих посланиях называет Церковь “Телом Христовым” и говорит о призвании человека к обожению, в том числе и его тела, он называет σώμα. Поэтому и мы должны жизнью своей стремиться к тому, к чему нас призвал Господь. Он призвал к тому, чтобы не только наш дух, но и наше тело было причастно к Божественной жизни. И развивалось не как σάρκα (плоть), а как σώμα (тело), стремясь к Божественному, приобщаясь к Божеству через Таинства Церкви, через жизнь в Боге, через преображение всей человеческой природы.
То, что Церковь в середине поста предлагает Крест Господень для поклонения тоже не случайно. Напоминая нам, что через этот Крест Господь совершил спасение, и та наша телесность, все то, преображенное Богом, что предлагает Церковь, прежде всего в виде Тела и Крови Христовых, через Таинства, символы и знаки, которые являются неким ключом к тому, что Бог через них действует на нас. Дух Святой через эту телесность, освященную Богом, через эти телесные символы подает нам благодать. Крест Христов, находящийся в храме в неделю Крестопоклонную (мы сегодня вынесем его на великом славословии), также для нас всех является вечным символом спасения и помощью в оставшиеся дни Великого поста. И мы, поклоняясь перед Крестом Господним, просим Его о помощи. Мы, прилагаясь к этому Животворящему Кресту, получаем благодать Божию. Именно в этом смысл почитания и святых мощей, и святых икон, и всех священных предметов, перед которыми мы поклоняем голову, – они являются Божественными символами и знаками, через которые Господь подает нам благодать. Крест Христов, который мы сегодня изнесем из алтаря, для нас также является тем знаком, символом и источником благодати, через который Господь подает нам жизнь вечную.
Поклонимся Кресту Христову в этот день и попросим Бога о прощении грехов, о восстановлении целостности нашей природы, которая неспособна даже понять смысл своего назначения, смысл жизни во Христе. Чтобы Господь нам открыл этот смысл, указал нам путь нашего спасения, который лежит через наше сораспятие Христу, через распятие грехов, и подражание Господу, Который восшел на Крест, чтобы спасти каждого из нас.
Тот Крест, который вы сегодня увидите на аналое, привезен мною из града Иерусалима, из которого я вернулся несколько дней назад, я приложил его ко всем священным местам Святой Палестины, и к камню помазании, и ко Гробу Господню, и к Голгофе, и ко всем тем святыням, которые находятся в Палестине, чтобы Господь через это приобщение к месту, в котором совершено дело нашего спасения, и каждому из нас подал благодать и силу этого спасения. Аминь.