Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора после Божественной литургии в день памяти 40 мучеников Севастийских
Храм Новомучеников и Исповедников Российских, г. Смоленск, 22 марта 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня Святая Церковь традиционно в дни Великого поста отмечает день памяти 40 Севастийских мучеников. Эти святые воины Христовы пострадали за имя Божие, претерпев мучительные страдания на Севастийском озере, как это изображено на святой иконе. Нам всем этот подвиг святых мучеников напоминает о том, как мы должны относиться к нашей жизни во Христе. Никакие соблазны не должны нас свергнуть с пути шествия ко Христу.
Взирая на подвиг мучеников, и вообще на те подвиги, которые совершают святые, на те испытания жизни, которые ложатся на их плечи, мы задумываемся, почему для многих живущих людей жизнь настолько прекрасна и удивительна – в таком душевном и телесном расслаблении они проводят дни, годы, десятилетия своей жизни – что совершенно не совпадает с тем образом, который предлагает Святая Церковь, говоря о святых людях. Почему кто-то живет благополучно, красиво, сыто, а кто-то испытывает постоянные невзгоды? Если мы говорим о жизни святых, мы всегда говорим о некоем испытании, которое дает им Бог, и которое они сами выбирают, чтобы подобно ограненному алмазу стать бриллиантом в очах Божиих. С другой стороны мы видим образ людей, которые беспечно проживают жизнь, не задумываясь ни о каких трудностях. И если в жизни этих людей возникают трудности, они прилагают любые усилия, чтобы избежать этих трудностей, они готовы пойти на все ради личного благополучия. Но это не совпадает с жизнью во Христе.
Мы не должны искать благополучия, которое позволяло бы нам в расслаблении, в духовном нечувствии проводить жизнь. Это не значит, что мы недостойны того, чтобы жить мирно и благополучно, нет, не поэтому. А потому что жизнь во Христе требует от нас самоотвержения, заботы о ближних, требует усилий, борьбы со своими грехами и похотями, и это создает для нас неблагоприятные условия жизни. Поэтому жизнь во Христе по сути является мученичеством. Если кто добровольно осознанно исполняет заповеди Божии, тот уже является мучеником, потому что противостоит собственным порокам и тем порокам, которые ему предлагает внешняя жизнь.
Господь всем дает жизненные испытания, нет такого человека, живущего на земле, который не испил бы эту горькую чашу жизни. Но каждый из нас либо испивает ее честно и до дна, либо предлагает эту чашу другому человеку.
Вот мы видим образ святых мучеников, которые восприняли жизненные испытания как волю Божию. И они достойно окончили дни своей жизни временной, чтобы быть готовыми к жизни вечной, украшенными и достойными жизни вечной. А так часто у нас происходит, что мы вроде бы и любим Бога и знаем, что такое честь и совесть, но как только на нашем жизненном пути встречается какое-то маленькое испытание, мы стараемся забыть, что мы честные люди. Мы обходим это испытание, не проживаем его, стараемся возложить его на чьи-то плечи, только не на свои.
В дни Святой Четыредесятницы, когда Бог от нас ждет внутренней сердечной жертвы, задумаемся о том, как мы проживаем дни нашей жизни? Несем ли мы достойно тот крест, который взяли на себя? Либо мы пытаемся переложить его на другого? Либо кладем его на землю, чтобы отдохнуть и забыть, что мы христиане? И когда уже совесть нас совсем обличаем, когда мы чувствуем, что мы совсем оскотиниваемся, тогда мы неохотно, но берем все же опять этот крест на себя, и вроде бы несем, вспоминая, что мы христиане?Услышим голос Христа, обращенный к нам через Евангелие, услышим голос святых отцов, которые заботясь о нас, напоминают нам, что крест нельзя нести временами. Либо мы его несем, либо нет.
Постоянство в духовной жизни – это главное качество христианина. Бывает так, что мы берем на себя неудобоносимые бремена, начиная вычитывать много молитв, кто-то даже берет на себя подвиг чтения всей Псалтири, но проходит неделя-другая, и мы понимаем, что неспособны нести этот подвиг, который взяли сами на себя. Тот крест, который мы берем, мы должны соизмерять со своими силами, но главное во всем этом – постоянство. Не нужно на себя брать излишних подвигов, в том числе и подвигов телесного поста, понимая, что можем сорваться и будет только хуже, а взять столько, сколько мы можем понести, но понести постоянно. Те из вас, кто занят трудами семейными чрезмерно, или кто работает на тяжелой ответственной работе, невозможно брать на себя монашеское правило. Нужно взять столько молитв, сколько вы способны прочитать утором. Пусть это будет три коротких молитвы, но вы точно будете понимать, что каждое утро и вечер вы читаете эти короткие молитвы, вы стоите перед очами Божиими, и вы чувствуете, что Господь благословляет вас, даже через эти краткие молитвы и предстояния Ему.
Будем проявлять мудрость, неся достойно тот крест, который каждый из нас несет, чтобы нам, подобно этим святым мученикам и всем святым, пострадавшим и подвизавшимся ради Христа, достойно достичь главного, что ждет в нашей жизни – встречи со Христом. И эта встреча не обязательно происходит после земной кончины, эта встреча у нас происходит тогда, когда мы становимся достойными причастниками Тела и Крови Христовых. Когда мы ощущаем присутствие Божие, и это является личной встречей Бога и каждого из нас. Будем же всегда готовы к этой личной встрече, которая должна нам приносить не обличение совести нашей, а радость от того, что мы предстоим перед нашим Отцом Небесным. Аминь.