Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора после Божественной литургии в субботу первой седмицы Великого поста
Храм Новомучеников и Исповедников Российских, г. Смоленск, 8 марта 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, в дни Святой Четыредесятницы, когда мы все наши духовные и телесные усилия направляем на совершенствование в Боге, мы должны отслеживать греховные движения, которые проходят через нас. Я хотел бы сегодня обратить наше внимание на важный грех, который посещает нас особенно тогда, когда мы стремимся исполнять заповеди. Этот грех – осуждение.
Так часто бывает, что наши маленькие духовные успехи, совсем незначительные, становятся причиной того, что мы заболеваем грехом нарциссизма. Мы начинаем любить себя и хвалить за то, что нам удается то или иное в духовной жизни. Но мы не отдаем себе отчет в том, что если у нас есть маленькие успехи в духовной жизни, это не наша заслуга, а милость и помощь Божия, которая дается нам, чтобы мы восходили от силы в силу. Если кто-то из нас прошедшую святую седмицу, первую седмицу поста, выполнял все предписания церковные, если он усердно молился, и клал поклоны, и ничего не вкушал скоромного, есть опасность в том, что мы, проведя эту неделю, выйдем из храма и будем всех подряд осуждать. Осуждать в том, что они едят мясо, что они не ведут такой благочестивый образ жизни, какой ведем мы. Это опасная болезнь, от которой мы должны освобождаться.
Осуждение других свидетельствует о том, что мы не имеем подлинного видения состояния собственной души. Эта внутренняя необъективность, неспособность видеть свои грехи и создает причины, по которым мы осуждаем других людей. Мы не видим свое бревно, а сучек в глазе брата своего видим, и стремимся осуждать. Цель поклонов, цель молитвословий, которые особенно предлагаются в дни Святой Четыредесятницы, направлены на то, чтобы мы увидели прежде всего себя, свое падшее состояние, и просили Бога, чтобы Он исцелил нас от грехов. Но никак не чтобы осуждать ближних своих.
В сегодняшнем Евангельском чтении от Марка мы слышали слова Христа, обращенные к фарисеям, которые были усердными исполнителями закона. Когда Его ученики шли по полю и ели колосья пшеницы в субботу, а по Ветхозаветным предписаниям не положено этого делать, Христос сказал для всех нас важные слова – не человек для субботы, а суббота для человека. И весь закон, и Ветхозаветный, и Новозаветный, заповеди не являются догмой сами по себе – это лишь средство к нашему спасению. Формально исполняя заповеди, мы не спасемся. Мы спасемся лишь верой в Господа. А все эти заповеди, и предписания, и традиции Церкви – это всего лишь средство, но никак не цель.
Если кто-то усердно выполняет все заповеди и все традиции Церкви чтит и беспрекословно их выполняет, не хвались этим. Это ничего не значит. А значит лишь наша любовь к Богу, наша способность пожертвовать собой, нашими страстями и похотями, своей плотской жизнью ради Господа. Через способность видения своих недостатков и немощей, через тот ужас, который мы испытываем, видя эти недостатки и несоответствие совершенству Божию, мы никогда не будем осуждать ближних.
Совершая все те великие подвиги, которые нам предлагает Святая Четыредесятница, не будем забывать о главном. И будем использовать то второстепенное, что нам дано как некий инструмент, некие духовные ориентиры, которые ведут нас к единственной главной цели – воскресшему Христу, достичь Которого я всем вам искренне желаю. Храни всех Господь!