Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора после утреннего богослужения во вторник 1-й седмицы Великого поста
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 4 марта 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, время Великого поста многотрудно не только для нашей души, но и для нашего тела, поскольку мы воздерживаемся от пищи, ограничиваем себя физически. Но мы должны помнить слова апостола Павла о том, что наша брань “не к плоти и крови, но к миродержителям тьмы века сего, духовом злобы поднебесной” (см. Еф. 6:12). В этой связи святые отцы в своей аскезе, в своих духовных упражнениях всегда рекомендовали Церкви идти средним путем. Это означает, что нельзя плоти своей давать излишнее упокоение, с одной стороны, а с другой стороны, чрезмерная аскеза и чрезмерные подвиги, которые могут подорвать здоровье человека, также как и леность, могут нанести вред душе и телу человека.
Когда мы читаем жития египетских подвижников, мы обращаем внимание на то, что преподобные отцы, наставники, преподобный Антоний и прочие отцы-пустынники своим духовным чадам, монахам, которые воспитывались вместе с ними в пустыне, во время поста кроме телесных подвигов и сугубых молитв, предлагали небольшой отдых, чтобы время поста прошло для них полезно. Потому что всякое чрезмерное усилие в отношении нашей бренной природы, неразумное усилие может перетянуть струны и нашей души и нашего тела. И средний царский путь, о котором говорил и преподобный Авва Дорофей, и преподобный Ефрем Сирин, и иные подвижники, – есть тот путь, который рекомендован всем нам. Средний непадательный путь, когда мы в постоянстве нашей молитвы и в постоянстве нашего доброделания и поста совершаем с помощью Божией дело нашего спасения.
Когда мы в дни Великого поста налагаем на себя чрезмерное воздержание, отказываясь даже от растительной пищи, мы должны делать это с рассудительностью, понимая, что наше состояние здоровья может не позволять сугубый пост. Ведь дело не в телесной пище. Бесы вообще не употребляют пищу, однако их распирает гордость и зло. Иногда в нашей духовной жизни встречается, да собственно, и в жизни каждого из нас, когда мы телесно воздерживаемся, налагаем на себя сугубые подвиги, мы обнаруживаем в своей душе раздражительность, и иногда этой раздражительностью делимся с другими людьми. Но не в этом смысл поста. Не в том, чтобы мы издевались над собою и над другими людьми, предлагая нашу раздражительность. Но в том, чтобы мы, преодолевая свою немощь, с рассудительностью наводили порядок в своей душе, с любовью относясь и к себе и к окружающим нас людям.
Мы слышали накануне Великого поста наставления апостола Павла, который говорит, что если мы увидим человека, который нарушает пост, мы не должны осуждать его. Также и те, кто ест и употребляет всю пищу, не должны укорять тех, кто воздерживается. Каждый из нас является рабом Божиим, и мы не должны судить друг друга, представляя все на суд Божий.
Прилагая рассудительность в отношении собственных телесных подвигов, будем помнить о том, что мы также несем ответственность и за то, как мы относимся к другим людям. Осуждаем ли мы их? желаем ли мы им добра? Иногда у людей, углубляющихся в атмосферу Великого поста, богослужений, когда они приходят в общество, среди людей их посещает мысль о том, что все эти люди недостойны, что они второсортны по сравнению со мной, поскольку я молюсь, пощусь, я преклоняю перед Господом колени… Эти ощущения тоже ложны. Это дьявол вселяет в нас гордость и тщеславие через лицемерие наше.
Постараемся в дни Великого поста должным образом относиться и к себе и к окружающим нас людям – с рассудительностью, которая является по слову апостола Павла, даром Божиим, превосходящим иные дары, кроме любви. Будем в нашей духовной жизни просить Бога о том, чтобы Он дал нам этот дар рассудительности по отношению к себе и окружающим нас людям. Храни всех Господь.