Обновления

Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на богослужении в день Радоницы

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на богослужении в день Радоницы

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 29 апреля 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, Христос воскресе! Святая Церковь исповедует со времени I Вселенского собора то, что Господь грядет судить живых и мертвых и Его же Царствию не будет конца. Это свидетельство о том, что Господь пришел в этот мир, чтобы совершить проповедь воскресения Своего и спасти всех людей, живых и умерших. Перед очами Божиими нет умерших людей, все люди перед Господом живы. Потому что смерть это не разлучение души с телом, смерть – это удаление от Бога. Ад – это место максимального удаления человека от Бога, поэтому Святая Церковь молится не только за живых, но и о умерших, для того чтобы голос Церкви был услышан и там. Нет иной двери в жизнь вечную, чем та, которая открыта через Церковь Божию.

С самых древних времен святые отцы повторяли ясное выражение о том, что кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Поэтому-то и верующие люди стремятся совершать поминовение о живых и усопших не где бы то ни было, а прежде всего в храме Божием. Именно здесь, в земном Небе, как называют Церковь святые отцы, происходит то самое поминовение, которое доходит до ушей Божиих. Наша частная молитва, по высказыванию святых отцов, намного слабее той общественной соборной молитвы, которая совершается в храме Божием. Ведь в храме Божием кроме соборной молитвы происходит еще и преложение Святых Даров, когда мы становимся соучастниками того, как из хлеба и вина прелагаются Тело и Кровь Христовы. И этой Кровью и этим Телом омываются те частички, которые вынимаются из просфор со словами, которые произносит священнослужитель: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею четною, молитвами святых отец”.

Поминовение Церковное имеет сугубое значение. Это не является некой уловкой церковнослужителей, стремящихся завладеть дарами тех людей, которые благочестиво стремятся помянуть своих ближних и несут некие съестные припасы. Это древнейшая традиция с первых веков, когда люди (подобно тому, как в Ветхом завете приносили в жертву тельца) приносят сейчас эту снедь, чтобы ее передать в дар Церкви. А то, что принесено в дар Церкви, должно быть употреблено, именно поэтому священнослужители разбирают те съестные припасы, которые вы, дорогие мои, приносите для поминовения. Но также существует благочестивая традиция, когда часть от этого приношения люди, освятив, уносят в свои дома, отсюда освящение кутьи, освящение хлебов, вина и елея. Все это свидетельство того, что человек, приходящий в Церковь, живет ее жизнью и частичку молитвы Церкви приносит домой.

И именно тогда следует ходить на кладбище, когда мы побывали в храме Божием. Само по себе топтание по могиле, раскатывание яиц и выпивание спиртного никак не может помочь нашим ближним. Все находится в руках Божиих. И наша суета, наша попытка сделать так, чтобы могила нашего ближнего выглядела лучше, чище к участи наших родных не имеет никакого отношения. Это лишь свидетельство нашей заботы о памяти ближних и не более того. Но и это нельзя оставлять. Все это вместе, и поминовение усопших в храме, и те приношения, та жертва, которую человек делает для Церкви Божией и тех людей, кто трудится здесь, и уборка на кладбище и потом посещение могилы и принесение туда живых цветов – все это является свидетельством общей христианской культуры человека. Его заботы о живых и о мертвых, свидетельство о его внутренней упорядоченности, слаженности в душе, и о всех тех качествах, которые должны быть у христианина, живущего по совести, стремящегося к чистоте и душевной, и телесной.

Благодарение Богу за то, что вы пришли сегодня в храм, и вы найдете время, если вы еще не посещали, прийти на могилы ближних с этой пасхальной радостью, которую сегодня на богослужении вы получили. Неслучайно Церковь Божия упоминает о поминовении усопших лишь на девятый день по Пасхе. Пасха сама по себе является праздником жизни, и прежде всего, мы должны этой радостью жизни во Христе делиться с живыми людьми. Эта радость нас должна переполнять по древней традиции Церкви целых восемь дней. Мы должны не просто находиться в застольях, употребляя чрезмерно спиртное и объедаясь, нет, мы как раз в эти восемь дней должны посещать больных, находящихся в темнице, все те нуждающихся, которые не смогли прийти на пасхальное богослужение, чтобы и они, благодаря нам, почувствовали радость Пасхи.

И лишь на девятый день Церковь впервые упоминает о необходимости вспомнить об усопших, потому что и они должны сорадоваться – именно отсюда название этого девятого дня Радоница – они должны сорадоваться этому событию, которому они, на самом деле стали свидетелями намного раньше, потому что Христос сошел во ад до того, как воскрес из мертвых. И эта проповедь, по мнению богословов, возможно еще проходит сейчас, потому что время в том мире не совпадает с нашим временем, и его протяженность разная. И многие святые отцы и богословы высказывали свое дерзновенное мнение о том, что проповедь Христа во аде продолжается… Поэтому и наши умерший сродники, может быть, свидетели этой продолжающейся проповеди Христа. И может быть не лично Его присутствие, но этот мощнейший отголосок сошествия Бога во ад еще слышен как уходящий звон колоколов. Отныне, с тех пор, как Господь сошел во ад, он по сути не является адом, потому что там, где Бог, там – рай, там не может быть ада.

Будем надеяться, что по нашим молитвам, предстательством всех святых и Божией Матери, прежде всего, наши сродники получают не только этот отзвук воскресшего Спасителя, но и наши молитвы, нашу помощь, наши жертвы, которые мы совершаем для Бога и Его Церкви, главой которой Он является. Именно поэтому поминовение усопших необходимо совершать особо в девятый день, а не раньше. Будем же сорадоваться тому, что Господь воскрес, и будем надеяться на то, что Господь и усопших ближних наших совоскресит, благодаря Своей милости и нашим общим церковным и частным молитвам о них. Христос воскресе!

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на богослужении в день Радоницы