Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 27 апреля 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры, сегодня, в неделю вторую по Пасхе, когда мы отмечаем память святого апостола Фомы, во время Божественной литургии читается Евангелие, посвященное тому, как апостол Фома не поверил своим собратьям-апостолам, что Христос воскрес.
Он не поверил не потому, что был неверующим, он не поверил потому, что не увидел в глазах и во всем облике апостолов подтверждения сему событию. Потому, что мы совсем еще недавно слышали слова о том, что страха ради иудейского ученики скрывались в сионской горнице. За закрытыми дверями они находились в смятении, не понимая, что им делать, поскольку их Учитель умер. И, несмотря на то, что Христос возвещал Своим ученикам не один раз, много, о том, что Он воскреснет, до сознания их это не доходило. Потому, что не может представить себе человек, даже образно, того, как другой человек был мертв и воскрес. Даже когда Спаситель явился ученикам в отсутствии Фомы и дал им власть вязать и решать в Церкви, то и тогда в их глазах не наблюдалось той деятельной веры, которую ждал Фома.
Значит, еще не достаточно быть облаченным властью даже от Самого Господа, чтобы точно своим образом жизни, собою, являть это событие Воскресения. Это свидетельство тому, что даже священнослужители, облаченные властью Церкви, если они своим образом жизни не являют образ Воскресения Христа, не являют образ исполнения Евангельского Слова, то и их внешний вид, и их замечательные слова не способны убедить другого человека в истине Воскресения Христова.
Но это касается и мирян, потому что мы на словах достаточно часто свидетельствуем о том, что мы верующие люди и часто божимся, упоминая Имя Божие, создавая впечатление у внешних людей о том, что мы сугубо очень верующие люди. Но не количество произнесенных слов свидетельствует о живой деятельной вере человека, а его образ мысли, его образ действий. Если этот образ действий не подтверждает слова, произносимые мирянином или священником, то очень трудно поверить в сказанное ими. Поэтому так важны дела веры.
Как нам говорит святой апостол Иаков, “вера без дел мертва есть”. Поэтому, если мы с вами исповедуем Господа, часто приходя в храм, произнося имя Божие, накладывая на себя крестное знамение, то этого еще недостаточно. Необходимо, чтобы, выйдя из храма, мы подтверждали делами нашу веру. А если этого нет, то мы ничего не стоим, как Христиане.