Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Неделю о самаряныне
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 18 мая 2014 г.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Христос воскресе! Дорогие братья и сестры, сегодня в Неделю о самарянке мы слышим Евангельское чтение о том, как Господь, утрудившись, как говорит апостол Иоанн Богослов, сидел у колодца, называемого “колодцем Иакова”, потому что здесь ветхозаветные праотцы набирали воду. И к Нему подошла жительница того места, в котором находился колодец, а это место – Самария недалеко от Иудеи, но по тем законом, которые установлены не Богом, а самими иудеями, самаряне не имели права общаться с иудеями, и они считались людьми “второго сорта”. Поэтому женщина, пришедшая на колодец и увидевшая иудея по национальности, смутилась, поскольку знала, что иудеям нельзя общаться с язычниками, а иудеи считали самарян язычниками. Но от этой самарянки мы слышим, что и в Самарии есть поклонение Богу, поэтому она и говорит, что у нас тоже здесь есть Священная гора, на которой мы кланяемся Богу, а вы кланяетесь в Иерусалиме…
И Господь ей говорит фундаментальные вещи, которые должен воспринять каждый из нас, о поклонении в Духе и Истине, о том, что сам по себе Иерусалим и какое-то иное место, если в нем нет Бога, не является священным, священное место то, где присутствует Сам Бог. Христос предложил ей учение о живой воде, о том, что “черплющий и пиющий эту воду не будет жаждать вовек”.
Но женщина понимает смысл этих слов в практическом значении, поскольку как всякая хозяйка, которой приходится иногда за многие километры приносить воду по пустыне, она думает о том, что речь идет о некой воде, которой, выпив однажды, не будет хотеться пить.
Но Господь ей предлагает учение о духовной “воде”, той, которая ведет нас в жизнь вечную и удовлетворяет не наши телесные нужды, а нашу духовную жажду.
Эти слова были обращены, прежде всего, к нам, дорогие мои, поскольку мы, находясь в Церкви Божией, имеем возможность приобщаться к живой воде. И прежде всего, этой живой водой, по мнению святых отцов, толкователей Священного Писания, является учение Христово, читая и воспринимая которое, мы духовно просвещаемся и насыщаемся – и в этом состоит наша духовная пища. Но не только это. Сами Тело и Кровь Христовы для нас являются источником, который нас делает со-телесными Богу. И что может быть выше этого источника жизни? Этого колодца, приобщаясь к которому, мы можем наследовать вечную жизнь?
Обратите внимание, как сама самарянка, являясь язычницей и человеком незнающим Ветхозаветного закона, относится ко Христу. Она свидетельствует о том, что не знает Закона, но при этом она знает, как они самаряне должны относиться к иудеям. И в этом усматривается ее благоговение и Богобоязненность. Она, не зная закона по букве, по сути своей проявляет богобоязненность. И когда Христос ей открывает ее прошлое, говоря, что действительно, она сейчас не имеет мужа, поскольку у нее прежде было пять мужей, и она понимает, что это непростой человек, и она, как это ни странно и необычно, говорит об учении пришествия Мессии.
Не только иудеи, но и язычники слышали о том, что на землю должен придти Мессия. И Христос ей говорит прямо – это Я и есть. И посмотрите, как она к этому относится! Она с радостью бежит в селение и объявляет о том, что пришел Тот, о пришествии Которого когда-то слышали язычники. И сравните это событие с тем, которое происходило в Гадаринской стране, когда Господь совершил чудо изгнания бесов. И эти бесы вселились в свиней, и они бросились с высокого берега в море. Как люди, видевшие это там, в Гадаинской стране, с ужасом пошли в селение и потом возвратились со всеми жителями с просьбой не заходить в село. То есть люди были неспособны к встрече с правдой Божией. А здесь в самарянском населенном пункте, где не знали закона Божия, мы видим, как люди с радостью идут навстречу Христу. И Евангельское чтение сегодняшнего дня завершается словами о том, что целых два дня пробыл Христос в самарянском селении и учил их, и все убеждались в правоте Его слов, в истине того, что Он говорил и в истинности того, что Он является Сыном Божиим.
Вот два примера того, как и мы с вами относимся к Богу, к Его посещению. Когда-то мы изгоняем Его, лишь только Он покажется на нашем пути, а когда-то мы принимаем Его подобно этой самарянке.
Это Евангельское чтение неслучайно читается на третьей неделе после Пасхи, свидетельствуя нам, что Христос воскрес не только для иудеев, хотя Он и говорил нам, что спасение от иудеев, но Он воскрес не только для них, являясь по плоти иудеем. Но Он воскрес для каждого человека, и для язычников, и для расслабленных, как мы с вами размышляли на прошлой неделе, и еще будем впереди на предстоящих неделях размышлять о том, для кого Христос принес радость Своего воскресения. И мы свидетели из этого Евангельского чтения, как люди, язычники по сути своей, являясь простыми в сердце своем, являясь честными людьми, сама самарянка честно призналась в своих прошлых грехах, и эта честность ее признания стала залогом того, что она была способна воспринять благую весть о воде живой и пришествии Мессии. Так, дорогие мои, и каждый из нас, если мы не будем честны, прежде всего, к самим себе, если мы не будем честны перед Богом, мы будем неспособны воспринять правду Божию. Но если мы будем подражать этой самарянке, язычнице, но честному человеку, то мы будем способны, подобно ей, придти к Источнику живой воды и почерпнуть из него бессмертную воду, которая всех нас способна по милости Божией просветить и сделать способными видеть присутствующего Бога, и поклоняться Ему в Духе и Истине, и наследовать жизнь вечную, и сорадоваться воскресению Его, которое мы торжественно отмечаем, потому что Христос воскрес для всех, и для христиан, и для не христиан, для каждого человека, способного воспринять правду Божию. Христос воскрсе!