Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 22 июня 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня, в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших, мы вспоминаем подвижников благочестия и святителей, мучеников, преподобных и Христа ради юродивых, и блаженных – всех тех, кто вошел в сонм русских святых. Что же их объединяет? Прежде всего, то, что все они входили в единое лоно Русской Православной Церкви и жили единым духом Богослужения и Таинств. Трудно представить себе какую-либо другую поместную, даже Православную Церковь, в которой было бы так много просиявших перед Богом и людьми святых. Поистине наша Русская Церковь является богатым источником духовности, в которую Господь посылает Своего Духа, чтобы это богатство все более и более приумножалось.
Что же еще отличает этих людей, которых мы называем русскими святыми, от иных? И что их объединяет между собой? То, что в начале своего Божественного пути они были скоры на слышание и на делание. Скоры на слышание Евангелия и скоры на исполнение заповедей и делание добра. Это, собственно, и отличает их от нас, потому что часто мы не торопимся делать добро, исполнять заповеди. Слушая или читая Евангелие, мы иногда не понимаем, о чем оно. Но, вспоминая любое из житий святых, в том числе и преподобного Сергия, игумена Радонежского, 700-летие со дня рождения которого мы в этом году отмечаем, мы видим, как глубоко Слово Божие проникло в их сердце и душу. Слова “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16:24) стали для Сергия Радонежского, как и для большинства святых, непосредственным Божиим призывом. После слышания этого Евангелия, многие святые, как и преподобный Сергий, выходили их храма и шли в пустыню. Вот насколько сильна была их способность слышания Слова Божия.
В сегодняшнем Евангельском чтении от Матфея мы слышали, как Господь призывал своих учеников, и как они откликнулись на Его Божественный призыв. Призвание Христа к апостолам идти за Ним без всяких объяснений стало началом их жизненного пути в Церковь.
Русская Православная Церковь отличается от иных, так называемых “христианских церквей” вот этим огромным сонмом святых. И это является прямым подтверждением тому, что Русская Церковь водима непосредственно Богом, что Русская Церковь преисполнена Духом Святым, так как она способная рождать из своей среды святых. Могут ли другие, называющие себя христианскими, церкви, похвалиться (в хорошем смысле этого слова) таким сонмом святых? – Нет, потому что их там просто не может быть. Там нет дыхания Святого Духа, способного укреплять человека в исполнении заповедей. Там нет Божественной силы, которая направляет человека ко спасению.
Но как мы относимся к тому богатству, которое дано нам здесь, на нашей Богоспасаемой земле? Ценим ли мы то, что живем в пространстве Святой Руси или относимся к этому, как к обыденности? Как люди, живущие на побережье моря или реки, как правило, не сходят в этот водоем, так и мы, тесным образом сосуществуя с эти уникальным удивительным пространством Святой Руси, бываем теплохладны и считаем это обыденностью. Но мы должны совсем не так относиться ко всему этому. Величайший сонм подвижников Божиих, Божественный полк, защищает невидимо нашу землю от врагов духовных и неприятелей, которые хотят поработить нашу землю. А мы даже не осознаем того, что защищены от неприятелей по молитвам и предстательству Богородицы, Которая считает нашу Святую Русь Своим особым уделом, и по молитвам святых, и по блаженной своей кончине так же предстательствующих перед Богом.
И сегодня, когда мы не только отмечаем Неделю всех святых, в земле Русской просиявших, но и со скорбью вспоминаем начало Великой Отечественной войны, мы должны знать, что русские святые на самом деле были еще и патриотами нашей Родины. Они все свои усилия прилагали к тому, чтобы Отечество, которое дано всем нам, процветало и благоукрашалось.
И подобно тем воинам, которых мы молитвенно вспоминаем в эти скорбные дни, и святые полагали жизнь за други своя. Поэтому вспоминая в этот день людей, защищавших Отчество, мы вспоминаем и наших русских святых, которые также его защищали. Историкам известно, сколько Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны направила своих священнослужителей, чтобы они защищали Родину с крестом и Словом Божиим, находясь в действующих войсках. Да, в советских войсках находились священники, которые принимали исповедь и причащали. Так было!
А сколько колоколов и других ценностей, принадлежащих не Церкви как некоему собственнику, а народу Божию, всему народу, пошло на то, чтобы переплавить их (этим уже занималось государство) и на вырученные деньги создать танковые дивизии, и изготовить самолеты, чтобы и это послужило защите нашего Отечества.
Поэтому отмечаемый нами сегодня день прославления русских святых является в подлинном смысле самым патриотическим праздником. Мы не способны любить свое Отечество так, как любили его они. Но если мы восходим на гору Божию, приближаемся к Богу, то должны понимать, что это не должно отвлекать нас от жизни в этом мире, от того, чтобы любить место, в котором мы живем. Это не должно лишать нас чувства ответственности перед людьми, которые находятся рядом с нами, и землей, по которой мы ходим. Приближение к Богу означает лишь повышение этой ответственности, но никак не упразднение ее. Человек, который считает себя чрезвычайно духовным, и при этом пренебрегает теми людьми, которые окружают его, на самом деле не является духовными. Он обманывает себя.
То, как русские святые относились и к Богу, и к людям, и земле, на которой они жили, должно быть примером для нас. И пусть их Божественный полк будет не только защитником, но и указателем того пути, по которому каждому из нас нужно пройти для того, чтобы угодить Богу. Аминь.