Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на великой вечерне
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 8 января 2015 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю с праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Рождество Христово стало величайшим событием в истории человечества. Когда еще за всю человеческую историю люди могли слышать ангельский голос? Когда еще за человеческую историю пастыри, пастухи, ликовали вместе с ангелами, прославляя Рождество Христово? Когда было такое, что восточные мудрецы, водимые звездою, пришли в Вифлеем для того, чтобы поклониться предсказанному пророками Царю Мира и принести Ему золото, ладан и смирну? Какое событие могло заставить царя Ирода принять такое невероятное решение – убить всех Вифлеемских младенцев до двух лет, что могло повлиять на него? Какое человеческое событие в нашей истории могло бы сравниться с событием Рождества Христова?
Это поистине величайшее событие, не просто изменившее ход человеческой истории, а повлиявшее антологически на жизнь человеческую, поскольку невместимый Бог, Творец, принял человеческую природу, вошел в историю, оставшись Богом, живущим вне времени и вне пространства.
Конечно же, тайна Рождества Христова навсегда останется стрессом для человеческого ума, поскольку постигнуть воплощение невместимого Бога невозможно человеческому уму. События Рождества Христова изменило весь мир так, что ангелы воспевали хвалу Творцу, родшемуся в Вифлееме. Волхвы прославляли Рождество Его, а восточные мудрецы принесли Ему, как Царю, Первосвященнику и Новозаветной жертве золото, ладан и смирну.
Как же нам относиться к Рождеству Христову, которое произошло более, чем две тысячи лет назад? Какое мы, люди двадцать первого века, имеем отношение к тому событию? Мы должны помнить, что Христос, родившийся от Девы в Вифлееме, стал не только участником нашей истории, но Он остался Богом, живущим вне времени, а значит, Его Рождество – это событие имеет значение не только во времени, но и вечности. Поэтому Рождество для нас не просто воспоминание тех событий, а реально переживаемое событие сегодняшнего дня, поскольку Бог является нам в рождении в Своем в нашей душе, открывая для нас смысл того спасения, которое Он принес на землю.
Чем же мы можем прославить Творца и Бога? Что мы, подобно волхвам, можем принести Ему? Многие святые отцы, метафорически изъясняя преподношение золота, ладана и смирны, говорят нам, что наше участие в этом вечном событии в том, чтобы приносить золото наших добрых дел на алтарь нашему Богу. Наш вклад в том, чтобы возносить Ему наши сердечные молитвы, как некогда ладан, приносимый Богу. Наш дар в том, чтобы выбором нашего жизненного пути умащать нашего Небесного Царя смирной, тем самым, воздавая Ему почести как Жертве всего мира. Если в нас, дорогие мои, есть хотя бы горчичное зерно веры в нашего Господа, если в нас есть хотя бы малая толика той любви, которую мы должны иметь к Богу, тогда мы способны возрадоваться рожденному Господу, рожденному для души каждого из нас, открывающему и освящающему путь нашей жизни.
Пусть Богомладенец Христос, родившийся в Вифлееме, родившийся для каждого из нас, спасающий каждого из нас, будет тем путеводителем в жизнь вечную, духовным наставником, небесным Отцом, Который дает нам жизнь, свет, мудрость, здоровье. Пусть родившийся Господь станет для всех нас смыслом нашей жизни.
Я всех вас, дорогие мои, поздравляю с Рождество Господнем. Желаю нашей Смоленской пастве благополучия, здоровья, успехов в трудовой деятельности, быть всегда едиными в деле нашего спасения, в созидании нашего труда на благо Святой Церкви и в укреплении нашего Отечества. С праздником, с Рождеством Христовым!