Слово епископа Исидора на Всенощном бдении в канун праздника Сретения Господня
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 14 февраля 2015 г.
Во имя отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, все мы сегодня собрались в храме в Неделю о Страшном Суде, в преддверии очень скоро наступающего Великого поста, чтобы молитвенно отметить торжество Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь, по закону, через сорок дней после рождения Богородицей был принесен в храм Господень, чтобы быть посвященным Богу, как всякий первенец Израилев. Это принесение также было ознаменовано событием встречи – сретения – с Богоприимцем Симеоном.
Предание Церкви содержит сведения о том, что этот человек задолго до встречи с Господом, как говорит предание, более чем 300 лет жил он, являясь одним из семидесяти известных нам толкователей и переводчиков Священного Писания с древнееврейского на греческий. Он был одним из семидесяти, переводивших Священное Писание, и ему досталась Книга пророка Исайи, и он, переводя слова пророка Исайи “се Дева во чреве приимет”, хотел вместо слова “дева”, означающего непреложное целомудрие, написать слово “женщина”, тем самым засвидетельствовав закон природного естества, в соответствии с которым только женщина может рождать ребенка, непраздная. Так он хотел написать это слово, но ангел Господень задержал его руку и сказал о том, чтобы он не смел извращать Священное Писание, вносить ложные сведения в него. И ангел также предрек весть ему о том, что он однажды сподобится видеть Рожденного от этой Девы, причем девство будет не нарушено Той, Чьего Младенца он сподобится увидеть.
Он долго ждал этой встречи, понимая, что если это не произойдет, он не умрет. Ему пришлось ждать очень долго. Он видел уходящие поколения людей, которые изменяли свое отношение к Богу. Он видел людское падение. Он видел и восстание людей, видел героев Израиля. Он видел иных пророков, сам являясь по сути призванным к этому. И вот наступил день, когда ему исполнилось 360 лет, и внушенный Духом, как мы сегодня слышали в Евангелии от Луки, он пришел в храм для того, чтобы увидеть наконец то Отроча, о Котором он писал тогда много сотен лет назад. Увидеть и произнести гимн от лица человечества, который мы сегодня также слышали во Евангелии и слышим часто на Богослужении: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…”. И эти слова явились для него тем отпустом, как мы говорим в церковной жизни, теми разрешительными словами, которые позволили ему уйти из этой трудной, тернистой жизни, чтобы встретиться с Господом там, в иной, вечной жизни.
Эта встреча – сретение – Богоприимцем Симеоном Младенца Христа в храме Господнем для нас является поводом для размышления: а что является содержанием нашей жизни? К чему стремимся? Каков путь нашей жизни? Встречаем ли мы в жизни Господа? А если встречаем и часто держим Его на руках и даже на устах, является ли для нас это поводом к тому, чтобы благодаря этой встрече мы могли из глубины сердца произнести: “Ныне отпущаеши…”? Или мы не замечаем этой встречи, поскольку взор наш потемнен и мы неспособны увидеть Бога, идущего к нам на руки? Пусть этот образ Симеона Богоприимца и Христа-Младенца, принесенного в храм Господень, будет для нас примером того, что и в жизни нашей мы обязательно должны встретить Господа, чтобы однажды произнести Ему из глубины нашего любящего и верующего сердца: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…”. Аминь.