Обновления

Слово епископа Исидора на Литургии Преждеосвященных Даров в Страстной понедельник

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Литургии Преждеосвященных Даров в Страстной понедельник

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 6 апреля 2015 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, на следующий день после Своего входа во Иерусалим Господь, сидя на горе Елеонской, предлагает ученикам сведения о том, каким будет второе и славное пришествие Господне и какой будет кончина мира. В преддверии человеческого суда, который совершиться над самим Господом в эти страстные дни, Господь предлагает откровение о суде Божием, который по сравнению с этим судом человеческим будет неотвратимым для всего человечества.

Как важны нам с вами эти слова Христа о пришествии Его! Мы часто испытываем информационное давление, которое предлагают люди, далекие от духовной жизни. Они предлагают свою концепцию конца мира и свое видение того, как это произойдет, думая, что тот апокалипсис, который предстоит миру, будет лишь физическим апокалипсисом, и они думают, что укрывшись в приспособленных помещениях и защитившись от тех испытаний, которые будут им предлагаться в связи с концом мира, они окажутся в безопасности и легко переживут кончину мира. Как глуп часто бывает человек, стоящий перед судом Божиим, перед которым невозможно укрыться никакими приспособлениями и технологиями, потому что Бог живет вне мира сего, Он выше мира, и любые приспособления мира для Него ничто, если Он призывает человека к суду Своему.

Господь нам говорит о тех признаках кончины мира, которые и мы ощущаем в наше время. Но на самом деле эти признаки кончины мира были и в первом веке христианства. Апостолы ждали этого второго пришествия в I веке, поскольку человечество всю свою историю стремилось не к Богу, а ко греху. Власть греха царствовала во все века. Тот признак, о котором говорит Господь, что в конце истории человечества грех будет властвовать над природой человека, – эти предзнаменования были и в I веке. И сама жизнь христианская была мотивирована этим ожиданием второго и славного пришествия. Как мы сегодня слышали, Господь таким образом действует в мире, чтобы всякий человек мог услышать слово Божие, чтобы всякий человек, живущий в этом мире, мог сделать свой добровольный выбор – с Богом он или нет. И лишь после того, как это произойдет, Господь явит Себя миру, чтобы совершить над ним суд.

В наше высокотехнологичное время, наверное, нет такого человека, который бы не имел доступ, в том числе и к слову Божию. Открывая страницы интернета, можно легко найти страницы Библии, творения святых отцов, толкования на Откровение апостола Иоанна Богослова. Но спросим мы себя: многие ли открывают? Многие ли пользуются этой технологической доступностью, по сравнению с тем, как наши деды и отчасти отцы не имели возможности даже подержать Библию в руках? А мы все это можем. Но нам не интересно Священное Писание. Нам не интересно, что будет происходить с человечеством. Нам не интересен вопрос, а готовы ли мы к пришествию Христову? Не это ли признак конца мира?

И Господь говорит Своим ученикам, как мы это слышали сегодня в Евангельском чтении, что ради избранных, Господь сократит это время вакханалии человеческой, Он обязательно придет и прострет Свою руку помощи тем, кто ждет Его, кто ждет Его пришествия и готовится к Нему. Но мы с вами, ожидающие пришествия Христова, должны понимать, что для большей части из нас эти события произойдут частным образом: когда естественная наша кончина станет уже первым шагом в ту иную вечность, когда Господь через нашу кончину уже совершит над нами частный суд. И мы будем находиться в преддверии великого Страшного суда Божия, и после кончины нашей уже невозможно будет наше покаяние – изменение нашей участи, если Церковь не будет об этом молиться.

Всякий христианин, ожидая пришествия Христова, ждет не Страшного Суда и апокалипсиса в мире, всякий христианин ждет в своей жизни пришествия Христа. Он еще при жизни своей встречает Бога, причащаясь Тела и Крови Христовых, беседуя с Ним в молитве, в Таинствах Церкви. Так что и кончина его, частная, не является каким-то чрезвычайным событием его жизни: он знает, что кончина его будет поводом к скорейшей встрече со Христом. Не так ли нам с вами нужно готовиться ко второму пришествию? Ожидая Его еще при жизни нашей, жаждя встречи со Христом при жизни…

Для всякого христианина втрое и славное пришествие Христа и Страшный Суд, если он любит Бога, если он готовится к этой конечной встрече – все это ему не страшно. Потому что уже здесь он получили все ответы от Бога в отношение своей греховной жизни и своего спасения, и ему не нужны дополнительные подтверждения от Бога тому, что он спасется, он уже спасается во Христе. И мы с вами, слыша эти грозные слова Спасителя о конце мира и втором и славном пришествии, должны, прежде всего, заботиться о том, чтобы быть готовыми к этой встрече в этой жизни, чтобы в этой жизни встретиться со Христом, чтобы в этой жизни, а не в той, вечной, получить от Него прощение наших грехов. Для того, чтобы и мы, подобно апостолам, которые еще при жизни со Христом ощущали близость Царствия Божия, и мы отчасти предощущали это Царствие Божие, грядущее со Христом.

Пусть для каждого из нас эти страстные дни будут временем нашего покаяния, очищения, временем убеления наших брачных одежд, чтобы вместе с Церковью Небесной встретить Небесного Жениха, грядущего с Небес и возвещающего нам Свое преславное Воскресение. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Литургии Преждеосвященных Даров в Страстной понедельник