Обновления

Слово митрополита Исидора на Всенощном бдении в навечерие праздника Святой Троицы

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Всенощном бдении в навечерие праздника Святой Троицы

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 30 мая 2015 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь отмечает день Святой Троицы, день Пятидесятницы Господней. Пятидесятницы – потому что сошествие Святого Духа на апостолов произошло в пятидесятый день по Пасхе, на десятый день после Вознесения Господня. Господь Своим ученикам наставлял, чтобы они сидели во граде Иерусалиме и ждали пришествия Утешителя. Этим Утешителем явился Дух Святый.

Господь являет особым образом в этот день все лица Святой Троицы. Мы с вами, верующие христиане, исповедуем Бога Троичного в лицах и Единого по природе. О чем идет речь? Господь является Богом по Своему естеству, но это Божественное естество являет себя миру в трех личностях, так что каждой личности принадлежит вся полнота природы.

Присутствующие здесь математики, физики подтвердят, что такое соотношение единства к троичности невозможно в науке, оно невозможно в уме человеческом, потому что каждый из нас не способен помыслить единство в троичности и явление тех в полноте единства, это крест для человеческого ума. Но Бог так Себя являет миру, не давая задание человеку с тремя неизвестными, а лишь свидетельствуя о том, что Он, Бог, не от мира сего, и человек как тварное существо не способен постичь нетварное, поскольку между тварным и не тварным непреодолимое препятствие в познании, и человек в силу своей ограниченности не способен постигнуть Божество в Его природе.

Но Бог все равно Себя открывает так, чтобы мы хотя бы отчасти, но понимали, что есть жизнь по Святой Троице, поэтому святые отцы предлагали нам так называемые троичные аналогии, например, солнце; солнце – это субъект, который одновременно и светит, и греет. Но эти образы не совершенны, потому что они не вполне описывают подлинность жизни Бога в Самом Себе. Но эта подлинность жизни Бога в Самом Себе открывается нам через любовь Божию, апостол Иоанн Богослов в Евангелии от Иоанна говорит нам: “Бог – есть любовь”. И в первом послании своем апостол Иоанн Богослов говорит: тот, кто не любит ближних, не познал Бога, потому что Бог – есть любовь. Это единственный способ нашего богопознания – любовь к Богу и к ближнему.

Пусть каждый из нас проникнется этим Божественным светом, который Господь посылает нам для того, чтобы мы стали причастниками Божьего естества, своей природой, своим сердцем, духом своим, который является подобием Божиим проникли в тайны Божией любви и постигали ее веки вечные. В этом суть нашей вечной жизни с Богом – это вечное Его богопознание. И пусть Господь и в этот день и во все дни жизни нашей хотя бы самую малую толику открывает нам Себя, чтобы мы через это богопознание становились богами по благодати. В этом наше призвание – стать богами, и дьявол частично врал Адаму в раю, потому что человек действительно призван стать богом, но не искусственными манипуляциями, не обманом Бога, а следованием любви, искренней любовью к Богу, только она приводит нас к подлинному богопознанию и подлинному обожению. С праздником!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Всенощном бдении в навечерие праздника Святой Троицы