Слово митрополита Исидора в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 4 октября 2015 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры! В сегодняшнее воскресение мы услышали притчу Господа о царе и двух его должниках (Мф., 18:23-35). Суть этой притчи такова: раб имел перед царем большой долг, и когда царь, взыскуя свое, обратился к этому рабу, требуя вернуть положенное, то раб пал ниц и просил, чтобы царь помиловал его и продлил срок отдачи долга, а лучше бы простил. И царь прощает этот большой долг. Возвращаясь на радостях домой, этот раб увидел своего сотоварища, который также был должен, но уже не царю, а этому рабу, которого простил царь. Он должен был не так много, как первый раб царю, а совсем незначительную сумму, поскольку был бедным человеком. Но первый раб не простил своего должника. Он сделал все, чтобы его товарищ сел в тюрьму и его семья претерпела все несчастья, связанные с взысканием долга. Друзья второго раба сжалились над ним и обратились к царю, которому был должен первый раб, не простивший друга. И царь, узнав об этой несправедливости, наказал раба и сказал ему: “Как же ты, которому я простил такой большой долг, не смог простить малого своему собрату?”
В этой притче, дорогие мои, отражено наше отношение не только к ближним, но и наше отношение к Богу, который прощает нам грехи наши. Это прощение происходит в жизни нашей, когда мы этого не замечаем – Бог продлевает жизнь грешного человека. А мы, глядя на все ужасы жизни и человека нечестивого, задаем Богу вопрос: “Господи, а почему ты продлеваешь жизнь этого нечестного человека?”. Но и сами мы, будучи христианами, дорогие мои, получаем прощение грехов от Бога. Приходя на исповедь, каясь перед иконами дома, – мы всегда получаем от Бога это прощение.
Когда Спаситель наставлял апостолов в их пастырской деятельности, онр испросили Его: “Господи, скажи нам, сколько раз в Таинстве исповеди мы имеем право прощать согрешающего?” И Господь отвечает ученикам: “Сколько бы ни просили прощения кающиеся, столько и прощайте”. Именно в этом вся сила Божьей любви к человеку. Он прощает всякий раз, когда мы оступаемся, но искренне каемся в этом и просим у Бога прощение за содеянное нами. К сожалению, не всякая исповедь бывает по сути таковой. Потому что главным условием исповеди является чистосердечное раскаяние и желание не повторять этот грех. Поэтому те из нас, кто пытается ставить эксперименты над Богом и над собой, ошибаются, думая, что можно с холодным сердцем, формально, может быть, даже без веры подходя к таинству исповеди, получить прощение, – нет. Потому что для прощения необходимо покаяние. Емкое греческое слово “метанойя”, которое мы переводим как покаяние, буквально значит “изменение ума”. Без изменения нашего ума невозможно наше духовное перерождение.
Митрополит Антоний Сурожский, известный проповедник ХХ века, сказал грозные для нас слова, размышляя над этой притчей. Он сказал, что мы, подобно первому рабу, не осознаем той милости и благодати, которую Господь дает нам в прощении, и в то же время не прощаем наши долги перед нашими ближними не потому, что ленимся это делать. Мы не ходим в храмы, не причащаемся Тела и Крови Христовой, и не исправляемся в нашей жизни не потому, что нам лень, а потому что мы не любим Бога. В этом вся суть нашего неисправления перед очами Божиими. Потому что когда мы любим, даже в нашей обычной жизни, мы все силы тратим на предмет нашей любви. Мы не знаем, что такое усталость, мы готовы встать среди ночи ради любимого человека. Поэтому, когда мы ленимся встать на утреннюю молитву или пойти на Божественную литургию, – это свидетельство нашей нелюбви к Богу.
А Господь сказал нам в сегодняшнем Евангелии Недели по Воздвижению (Мк., 8: 34 – 9:1): “Кто хочет за мной идти, тот должен взять свой крест и понести его”. И если мы не несем этого жизненного креста, мы не являемся христианами по сути, а только лишь по названию своему. А если мы еще и стыдимся объявить себя христианами, то и Господь постыдится нас, придя во славе Своего Небесного Отца с Ангелами судить живых и мертвых.
Так что все несчастья нашего мира, дорогие мои, кроются не в том, что мы чего-то хотим или не хотим, а в том, что мы не любим. Потому что любящее сердце не способно совершать никакого зла, оно не способно приносить несчастья окружающим людям, оно пламенеет своим стремлением к предмету любви. И если речь идет о вере и любви к Богу, то человек всеми мыслями своими, каждую секунду, каждое дыхание свое стремится к тому, чтобы не оскорбить эту любовь, чтобы своей жизнью, своими поступками никоим образом не навредить этой любви между собою и Богом. Именно так живут и жили святые. И нет ничего иного кроме любви, что способно нас возвысить к Богу. Даже исполнение заповедей, как говорит апостол Павел, само по себе не способно возвысить нас к Богу. Только любовь Божия способна обогатить нас Его благодатью, потому что Сам Бог есть любовь. И мы, созданные по его образу и подобию, являем собой эту образность и бываем уподобляемы Богу, когда любим.
Именно поэтому в нашей жизни, дорогие мои, важен опыт любви к иному человеку, потому что это хотя бы отчасти дает нам возможность понять, а что же такое любовь к Богу, если мы ради любви к ближнему готовы на все. И пусть для нас с вами эта притча о царе и двух должниках станет предметом размышления о том, а любим ли мы Бога так, как Он любит нас? Готовы ли мы проявлять любовь к людям, окружающим нас, прощаем ли мы должникам нашим? Как искренне мы молимся и как мы понимаем слова, который произносит всякий христианин ежедневно по нескольку раз – это молитва “Отче наш”, в которой мы просим Господа: “И оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим”?
И пусть всякая молитва, которую мы произносим, не будет некой формулой, заговором, а будет нашим живым общением с Богом через те глубокие смыслы, которые заложены в каждом слове молитвословия. И пусть для нас чтения священного писания и участие в богослужении будет не формальностью нашего бессмысленного присутствия, но живым участие в жизни Бога. И пусть наше отношение к ближним являет собой пример нашей любви, в том числе и к Богу. И пусть сегодня, в день отдания праздника Воздвижения Креста Господня, когда крест выносится на середину храма, чтобы все мы поклонялись ему и напоминали себе о необходимости нашего сораспятия Христу, сораспятия нашими грехами и похотями, чтобы вместе с Богом ощутить подвиг Его воскресения. Потому что без этого сораспятия Богу невозможно наше совоскресение Ему. И пусть для нас будут ободряющими эти слова апостола Павла, непонятные для всякого незнакомого с Богом и верой обывателя: “Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес” (1 Кор. 15: 13). Но Христос воскрес и даровал нам жизнь вечную. Аминь.