Обновления

Слово митрополита Исидора на Всенощном бдении в праздник Крещения Господня

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Всенощном бдении в праздник Крещения Господня

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Всенощном бдении в праздник Святого Бгоявления

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 18 января 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, думаем ли мы, почему праздник Крещения Господня называется Богоявлением? Мы находим ответ в том, что слышим в Евангелии, которое читается в этот праздник. Господь, придя на воды Иордана и прося Крестителя вознести руку над Собою, являет через Себя всю тайну Пресвятой Троицы, потому что Отец с небес глаголет: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение” (см. Мф. 3:17), и Дух в виде голубя сходит, тем самым знаменуя присутствие здесь на Иордане всех трех лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.

Но не только этим это явление называется “Богоявлением”, но и тем, что мы слышим, что является содержательной частью этого явления, ведь Отец, являя Себя миру, потому что глас Бога Отца никто из человечества не слышал, а здесь Бог Отец являет Себя миру, и в этом голосе мы слышим свидетельство любви Отца к Сыну: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:17). Мы тем самым усваиваем для себя и то милосердие, которое Господь как любящий отец дает человечеству явлением Сына Божия, Единородного Своего, Которого Он посылает с небес для спасения человечества. А Сын Божий, являясь Богом, сотворшим Небо и землю, преклоняет в водах Иордана главу Свою, чтобы исполнить все написанное.

Отсюда мы слышим эти удивления не только Крестителя, который говорит, что это Ты меня должен крестить, а не я Тебя, но даже удивление стихий, потому что воды, как об этом поется в церковном песнопении, видя своего Творца, убоялись и Иордан-река потекла в противоположную сторону, – так стихия реагирует на то, как Творец предстает рабом.

И явление голубя, которое с самого начала творения человечества было символом милосердия, милости Бога к человеку, – все это вместе свидетельствует о той милости Божией, которую Господь посылает миру, являя Себя миру и одновременно спасая, потому что смысл этого явления Бога миру в том, чтобы спасти человека.

И это спасение тут же начинает действовать. Как только Бог являет Себя и освящает воды Иордана, эти воды, водное естество, становятся спасительны для человека, так что каждый, входящий с покаянием в эту богоявленскую воду, получает вечное спасение, жизнь вечную. Вот действие Божие на человека, на естество мира. Так что прикосновение к Богу всегда для твари, к коим относимся и мы, тварные существа, для всех нас означает спасение. И чем мы ближе к Богу, тем для нас сильнее, действеннее это спасение. И чем мы дальше от Бога, тем это спасение более призрачно.

Ведь нам с вами известно определение того, что такое ад: ад – то место, которое максимально удалено от Бога. Задумаемся, вслушаемся в наши сердца и умы, если мы бежим от Бога, если мы переступаем через совесть свою, может быть, мы стремимся к аду? Не есть ли это уже ад в нашей жизни, еще до смерти? Господь нам напоминает о нашем болезненном состоянии падшей человеческой природы, которая нуждается в исцелении, именно поэтому стихия водная дается нам как инструмент Божий для исцеления нашей природы. И мы должны воспользоваться этой возможностью, этой дверью в жизнь вечную, которой является освященная Богом вода, ведь вода – это символ жизни, символ благополучия, так пусть для нас этот образ, потаенный для нашего сознания, будет реальным действенным образом Божиего спасения, ныне когда водное естество Божиим благоволением освящается. Пусть каждый из нас услышит этот Божий призыв, обращенный через Церковь Святую: “…придите, верные, и почерпните от воды сия”. С праздником всех, с Богоявлением!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Всенощном бдении в праздник Крещения Господня