Слово митрополита Исидора на Евангельское чтение о мытаре Закхее
Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю 37-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 14 февраля 2016 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день, перед Сретением Господним и перед тем, как мы вступим в подготовительные недели Великого поста, Святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение о Закхее. Эта история встречи Спасителя с Закхеем очень поучительна для нас.
Каков Закхей, предстающий перед нашим взором? Это сборщик податей, мытарь. Причем, не просто сборщик, а старший среди них. Древняя история сообщает нам о том, что же это была за каста – сборщиков податей. Это те, кто собирали так называемые налоги с людей. Причем, с людей, как правило, нищих, не имеющих этих средств, так что и среди народа эти люди, сборщики податей, были самыми нелюбимыми людьми. Если кто-то кому-то хотел пожелать зла, значит, желал быть встреченным сборщиком податей. Так что никто не любил этих людей. Тем более Закхей – старший среди этих сборщиков. Так что мы видим, как народ, встречавший Спасителя в Иерихоне, пренебрежительно, с отвращением относился к Закхею, еще и потому, что он был мал ростом и уже достиг преклонного возраста. Так что не было никого, кто бы хорошо относился к этому человеку.
Но этой невымышленной, а настоящей Евангельской историей Господь нам предлагает важный урок. Он состоит в том, что часто мы осуждаем людей, складываем о них свое мнение, не зная о том, что находится в глубине души этих людей; мы перманентно осуждаем тех, кто нам кажется плохим человеком. А наступают те или иные жизненные обстоятельства, и мы с изумлением, а может быть, с ужасом, осознаем, что мы всю жизнь ошибались в том, что мы осуждали человека, относились к нему пренебрежительно, а он оказался совершенно иным, не таковым, каким мы его представляли. Так часто бывает в жизни взрослых людей, встречающих людей на поверхности плохих, но в глубине своей и по сути – хороших.
Таким был и Закхей. Он был добросовестным, в своем роде, исполнителем тех обязанностей, которые на него были возложены. Да, он не щадил людей, но он добросовестно выполнял порученную ему работу. Так что эта горячность его деятельности, его самоотверженности и сыграла в событии встречи со Христом главную роль. Как мы читаем у евангелиста Луки, Закхей для себя решил выяснить, кто же это такой Иисус Христос, что все хотят видеть Его? И Закхей не поленился, а залез на дерево, чтобы лучше рассмотреть этого Человека, и его уже не интересовало общественное мнение, как скажут о нем, о человек старом, некрасивом, короткого роста… Он уже на это не обращал внимания, потому что знал, что люди его ненавидят. И когда Христос подошел к дереву, на ветке которого сидел Закхей, Спаситель, видя суть человека, а не то, как к нему относятся, произнес слова, которые удивили и людей окружающих, и самого Закхея. Он назвал его по имени и предложил слезть с дерева, потому что, если он слезет с этого древа, Господь зайдет к нему в дом, чтобы воспользоваться гостеприимством Закхея. Это и высокая честь для Закхея, которым пренебрегали все, это и удивительно для тех людей, которые знали, что Христос – праведный Человек. А как может праведный человек зайти к человеку грешному? Это немыслимо для ветхозаветных людей… Но Христос заходит в дом, Он знает, что Закхей не таков, каким его представляют люди, он горячен, он силен душевно, а значит, в нем есть все предпосылки к тому, чтобы эту внутреннюю энергию и силу направить в духовное русло. Быть не теплохладным, а быть горячим – был способен Закхей.
И это, на самом деле, урок для всех нас, для людей, которые, как мы считаем, верят в Бога. Но как часто мы бываем теплохладны! Мы вроде бы верим, а вроде бы и нет. Мы иногда приходим в храмы Божии, мы чтим церковные обряды и традиции: красим на Пасху яйца и делаем куличи, мы идем за Крещенской водой… Но является ли все это свидетельством нашей горячей веры в Бога? А вот тот, человек грешный, который не знал Бога, но встретил Его в своей жизни, тут же, моментально изменился в другого человека, потому что по сути своей он не был теплохладным, а был горячим, способным воспринять ту истину, которая открылась ему. И это для нас с вами урок, к тому что мы часто проявляем нашу теплохладность, наше сбалансированное, как мы считаем, отношение к Богу и к духовности. Мы умеренно воздерживаемся в той мере, которая, нам кажется, нам необходима. Мы умеренно молимся, а если честно, и не молимся вовсе. Мы оставляем в своей жизни те страсти и грешки, от которых не хотим избавляться, и они сопровождают нас всю жизнь. Мы не бываем способны в силу своей теплохладности простить ближнего своего, всю жизнь носим в себе зло к тому или иному человеку. Мы не способны пожертвовать своим имуществом или своими силами ради окружающих людей, потому что мы бережем себя, любим себя… Но является ли это по сути любовью к себе и тем более к Богу?
А Закхей не таков. Он был горячим как в мытарстве своем, так и в силе духа, которая открылась в нем, когда он встретил Бога в своей жизни. Что он отвечает Господу: Господи, я половину имения раздам нищим и тому, кому должен, я возмещу вчетверо. Это очень сильное утверждение для людей, для которых известно на ощупь, что такое богатство, для тех, кто не просто слышал о финансовом благополучии, а является владельцем этого благополучия. Вы, может быть, в силу своей простой жизни и не видели богатых людей, но мне Господь сподобил видеть этих богатых людей, которые очень трудно расстаются не то что с половиной богатства, а с копейкой, потому что они так прирастают к этому богатству, что оно является их жизнью, их смыслом существования. Это в подлинном смысле страшно, когда человек не способен от этого избавиться. Он готов поститься, молиться, но избавиться от богатства – нет.
Дорогие мои, пример мытаря Закхея является для нас свами очень поучительным в том, что мы должны быть не теплохладны, а должны гореть верой, гореть исполнением заповедей, подтверждая сердцем, умом и душой своей, что мы действительно любим Бога. И для нас это безусловно будет испытанием нашей веры, потому что исполнять заповеди очень трудно, потому что любить Бога очень трудно, так же как любить ближнего своего, потому что всякая любовь, в том числе к Богу, требует от нас жертвы. И пусть этот пример Закхея-мытаря, которого Господь встретил в Иерихоне, будет для нас с вами укором нашей веры. И пусть каждый из нас услышит призыв, который апостол Павел обращает к своему ученику Тимофею, говоря через него и нам, чтобы мы исполняли заповеди, чтобы мы были образом кротости, любви, уважения друг к другу, чтобы каждый из нас был примером для подражания окружающим нас людям, глядя на который люди неверующие и маловерующие, прославляли бы Отца нашего Небесного, Который на Небесах. Аминь.