Слово митрополита Исидора на Великом повечерии во вторник 1-й седмицы Великого поста
Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора после чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского во вторник 1-й седмицы Великого поста
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 28 февраля 2017 г.
Дорогие отцы, братья и сестры!
Совершая многотрудное делание Великого поста, мы заботимся о том, чтобы совершаемые нами деяния были правильными, чтобы мы делали меньше ошибок, чтобы мы достигли той цели, которая стоит перед нами в свершении Святой Четыредесятницы.
Господь напоминает нам о том, что является той силой, которая способна нас поста: “Начало премудрости – страх Господень” (ср. Пс. 110, 10). Поэтому, ища мудрости в совершении поста, мы должны понимать, что она – в страхе Божием.
Что такое страх Божий? По уверению Святых Отцов, страх Божий – это такое особое предстояние перед очами Божиими, когда верующая и любящая Бога душа боится оскорбить любовь Божию. Когда душа боится Бога, но не потому, что Он грозный судья, а потому что Он любящий Отец.
Такую любовь стяжали древние Святые Отцы. Преподобный авва Исаакий так говорит – страх Господень – матерь добродетелей, тем самым свидетельствуя о том, что без страха Божия невозможно стяжать какую-либо иную добродетель: в основании всякого доброго дела, всякой доброй мысли и чувства должен находиться страх Божий.
Как его достичь? Святитель Филарет, митрополит Московский, говорит нам – когда бывает наше предстояние перед царем народов, то мы боимся даже пошелохнуться, мы боимся совершить оскорбительное действие или даже движение лица нашего, для того, чтобы великий царь не подумал что-либо плохое о нас. Так каким же должно быть – задает вопрос святитель Филарет – наше предстояние перед Богом, Царем царей? В этом страх Божий.
Святитель Тихон Задонский так пишет о своем чувстве страха Божия: нахожусь дома – Бог со мной; выхожу из келии – чувствую присутствие Божие; иду по улице – и там со мной Господь; воздеваю руки в молитве – и чувствую присутствие Божие; хотя и не вижу Его, кланяюсь Ему – и знаю, что кланяюсь Великому Богу; не вижу Его, но знаю, что Он здесь.
Вот такое чувство присутствия Божия бывает у святых угодников Божиих. Нам трудно достичь такого непадательного чувства осознания смотрящего на нас Господа. Но через духовные упражнения, через те рекомендации, которые нам дает Святая Церковь в коленопреклонениях, в пощениях, в продолжительной молитве в храме и дома. Все это способно заложить в нас зачатки страха Божия. Поэтому, когда нам говорят – зачем вы так долго молитесь, почему у вас столь продолжительные, особенно в пост, богослужения, – да для того мы это делаем, чтобы приучить нашу с вами греховную, падшую человеческую природу к присутствию в нашей жизни Бога, к Его непрестанному смотрению на нас.
Святитель Феофан Затворник говорит нам о том, как приучить нас к страху Божиему – помни час смертный, и вовек не согрешишь, свидетельствует нам Священное Писание. Наши частые размышления о том, какой будет наша кончина, размышления о том, что нам будет необходимо ответить на Страшном, нелицеприятном Суде Божием, способны в нас также привлечь дар страха Божия.
Будем учиться у святых отцов страху Божию, будем навыкать к присутствию в нашей жизни Бога, и тогда мы будем поверять и не только деяния наши, но и наши чувства, и мысли с тем, что Господь видит нас, каждое наше намерение, и судит нас. Судит нас, как любящий Отец, но и как грозный Судья.
Храни вас всех Господь!