Слово митрополита Исидора в день памяти 40 Севастийских мучеников
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Литургии Преждеосвященных Даров в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 22 марта 2019 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь отмечает память сорока Севастийских мучеников. Эти древние подвижники благочестия совершили свой подвиг в 313 году. И если в одной части империи Константин, император насаждал христианские ценности, то в другой части империи Ликиний был злостным язычником. На территории Армении не расцвело еще в то время христианство, хотя многих сердец касался Христос. И Он, наш всесильный Бог и Творец мира, коснулся сердец этих сорока воинов, которые уверовали во Христа благодаря проповеди учеников апостольских, благодаря проповеди тех христиан, которые распространились по всему миру для того, чтобы свидетельствовать о Евангелии правды.
И когда император через своих военачальников требовал от всех поклонения идолам, то эти сорок каппадокийских воинов, которые несли свое послушание около Севастийского озера, не подчинились этим приказам. Они сказали, что с радостью будут нести послушание воинское и выполнять все необходимые поручения, касающиеся военной службы. Но в отношении поклонения идолам они не станут предавать Того, Кто единственный достоин истинного поклонения, то есть Господа нашего Иисуса Христа.
И тогда военачальники по приказу императора сначала лестью и добрыми уговорами стремились склонить воинов-христиан, чтобы те исполнили просимое, то никакие уговоры, никакие предлагаемые поощрения, в том числе, повышение в воинском звании, не могли склонить этих доблестных воинов Христовых к поклонению идолам. Тогда их подвергли мучениям.
Это исторический факт, который с древних времен обсуждали многие историки, о котором в своих проповедях говорили древние святые отцы, в том числе, святитель Василий Великий, прославляя этот подвиг, говоря о том, что не земля приняла этих сорок мучеников, а само Небо. И для всех Церквей этот подвиг мучеников должен являться примером, – говорил святитель Василий Великий.
Этот подвиг и в наше время, в XXI веке, вызывает такое же восхищение, поскольку мы, мысленно перенеся себя в то время, пытаемся понять, что заставило претерпевать мучения молодых мужественных людей, которых в зимнее время отправили в ледяное озеро. Ночью было очень холодно, и они замерзали. Но из сорока один соблазнился и побежал на берег, в натопленную баню, которую мучители устроили возле озера. Он добежал до порога этой бани и упал замертво. Так он лишился венца мученического.
И вот ночью языческая стража с удивлением видит, как для этих 39 угодников Божьих Господь сотворил милость: озеро, в котором находились 39 учеников Христовых, стало теплым.
Старший из воинов, видя светлые венцы воинов и посчитав, что их 39, снял с себя одежду, поскольку те уже стояли в чудесно подогреваемом Богом озере, и примкнул к этим 39-ти, восполняя одного, не устоявшего в мученическом подвиге.
Видя, что Господь особо помогает этим угодникам Божиим, языческие власти повелели им выйти из озера и разбили им голени, обрекая их на смерть.
И вот тоже чудная история, которая произошла в то время, там, у этого озера. Когда этим сорока мученикам разбивали голени, чтобы они умерли от истечения крови, мать одного из них, самого молодого воина, видя, что он еще дышит и его еще не погрузили на повозку, чтобы захоронить, а точнее, уничтожить останки по повелению начальников языческих, взяла на свои плечи и со словами “не лишайся, сын мой, мученического венца” понесла умирающего, но все еще живого сына, за этой повозкой, чтобы он не лишился награды от Господа.
Непонятен для нас с вами подвиг этой матери, желающей мученической кончины своему сыну. Мы вообще не готовы к смерти, потому что мы не готовы к жизни вечной, к встрече со Христом, поэтому и матери наши в большинстве своем не желают христианской жизни своим детям и тем более, не могут помышлять о христианском подвиге своих детей, и о кончине их ради Христа. Они даже боятся думать на эту тему. Сердце их не исполнено Божественной любви. То, что помогло сорока мученикам совершить их подвиг, немыслимо для нашего сознания. Слава Божия и возможность быть со Христом – как это призрачно для нашего сознания, нелогично и бессмысленно, – скажет современный, лишенный религиозных чувств человек. Как это – страдать за Христа, не зная, есть Он там, этот Бог, страдать в молодом возрасте, если впереди карьера, счастливый брак, дети, внуки, благополучие? Но смерть ради Христа стала уделом этих молодых мужественных людей, потому что они были преисполнены любовью к Богу, той любовью, которой нет у нас. И когда мы размышляем об этом подвиге, то спрашиваем себя: что же такое любовь, ведь и мы любили, и у нас есть дети, матери, мужья и жены, так что все про любовь мы знаем.
Но глядя на этот подвиг и обращаясь к Слову Божию, мы должны понять, что, к сожалению, в жизни мы познали не ту любовь, мы познали любовь короткую, легковесную, бессодержательную, предательскую подчас. Это не та любовь, которую Бог проявляет к человеческому роду. Это не та любовь, которую в своих сердцах возгревали святые угодники Божии, в том числе сорок Севастийских мучеников.
В жизни мы часто ошибались и по-крупному ошибаемся, думая, что все мы знаем про любовь, потому что любовь – это Сам Бог. Любовь – это способность ради Бога и ради ближнего, во имя Божие, совершить любой подвиг. Готовы ли мы к такому подвигу? Нет. Трусость и обман, желание получить все блага временные охлаждают наше сердце, так что мы неспособны к таким подвигам, и нам поэтому кажутся абсолютно не реалистичными подобного рода истории, особенно, те истории, которые связаны с мученичеством ради Христа. Нам кажется – все это “Голливуд”, все это не про человека. Поскольку те страшные страдания, которые претерпевали мученики во все времена, невыносимы для терпения человеческого. Но Господь дает силу и способность перенести эти мучения. Он укрепляет – но укрепляет тогда, когда мы отзываемся на Его Божественный призыв и всем сердцем стараемся веровать в Него. И любить Его. И ради этой любви совершаем свой жизненный подвиг.
Не для себя мы совершаем Великий пост, не для себя мы понуждаем себя к утренним и вечерним молитвам, не для себя воздерживаемся от скоромной пищи, не для себя совершаем добрые дела окружающим нас людям, но ради Бога, ради любви к Нему. Той любви, которая никогда не способна восполнить Его Божественную любовь к нам. Если мы будем также воспламенять свои сердца горячей верой, то Господь даст нам обязательно силу любви. Исполнение заповедей, понуждение себя к целомудренной христианской жизни, доброделание Христа ради способно, по слову древних отцов, привлечь в сердце наше Божественную любовь.
И пусть эти великие угодники Божии, сорок Севастийских мучеников, эти молодые воины, будут примером для нас христианской любви.
Аминь.