Слово митрополита Исидора в Неделю в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 6 октября 2019 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, услышанное нами Евангельское повествование (Лк., 5, 1-11) свидетельствует о том, что ученики Христа, будучи рыбаками – простыми людьми, совершали свой ежедневный труд. Они ловили рыбу, чтобы прожить на тот доход, который они получали от этого улова. В их жизни не было ничего примечательного, кроме этого бесконечного ежедневного труда, как у всякого простого человека, живущего от своего труда и не о чем особо не мечтающего. Но сам Господь приходит к этим простым сердцем людям, которые день изо дня трудятся и никакого особого события не ждут. Они даже не сразу понимают, что это Бог. Когда Он стоит в лодке и проповедует Евангелие, а они в это время разбирают сети и слушают Его, и еще не знают, что это сам Бог говорит с ними. Но когда Христос предлагает Петру сесть в лодку и отплыть на Галилейское озеро, в то время, как рыбаки трудились всю ночь, и ничего не выловили, Петр слушает Его, потому что видит в Господе Человека, говорящего правду жизни, Которому стоит поверить.
Еще не сознавая, что рядом с ним Бог, Петр плывет и забрасывает сети, и эти сети не вмещают улов. Сети прорываются, и Петр зовет своих товарищей, чтобы они приплыли на лодке и помогли забрать этот богатый улов.
И сам Петр и иные ученики в страхе спрашивают себя, что же это за Человек такой, по велению Которого такое невероятное количество рыбы было поймано за один раз. И он говорит: Господи, выйди от меня, я человек грешный и не достойный Твоего присутствия. В этом мы видим глубину смирения, осознания недостоинства человека, который боится такой высокой ответственности – быть рядом с Богом.
Такое отношение к Богу и к самому себе является прочным фундаментом апостольского служения Петра. И мы с вами учимся этому глубочайшему смирению этого простого сердца, рабочего человека, неграмотного, но искреннего и честного по отношению к Богу, прежде всего, и, что не менее важно, честного искреннего по отношению к самому себе.
“Господи, я человек грешный и не достоин того, чтобы Ты был так близко около меня”.
Галилейское море чаще всего воспринимается древними толкователями Священного Писания как путь нашей жизни, по которому мы идем, как житейское море, в котором мы порой тонем, высокие волны пытаются поглотить нас.
Действия будущих учеников Христовых, святых апостолов, которые всю ночь ловили, но не поймали ничего, похожи на те бесполезные усилия, которые совершаем мы в нашей жизни, не обращаясь к Богу за помощью.
Дорогие мои, вы, прошедшие большой путь, имеющие огромный опыт в жизни, можете засвидетельствовать, как часто нас окружает много пустого, бессмысленного, как часто мы мечемся по жизни, и никаких результатов это не приносит. Мы оказываемся бесплодны – никакого улова не бывает. Причина этой пустоты – то, что мы без Бога, в лодке нашей жизни не присутствует Бог. А если бы Он присутствовал, как у Петра в лодке, то улов был бы значительным, может быть, даже таким, который мы не смогли бы понести.
Этой Евангельской историей Бог обращает наше внимание на то, чтобы мы всегда призывали Бога в нашу жизнь, даже в таких бытовых мелочах, в которых, как нам кажется, Бог не нужен. Мы нуждается в Боге не только в храме, но и во время нашего служения людям, особенно, когда на нас лежит ответственность – семейная, общественная, ответственность нашего служения Отечеству.
Не бывает такого времени, когда мы не нуждаемся в Боге. Каждую минуту мы должны призывать Бога, потому что только Он способен дать Свои Божественные силы, чтобы мы достойно понесли крест нашей жизни, чтобы мы с Его Божественной помощью, а не нашими скромными силами, могли совершить дело нашей жизни.
Дорогие мои, никогда не будем ослабевать в призыве Бога в нашей жизни. И крестное знамение, и наши сердечные молитвы, а при незнании молитв – простые слова “Господи, помилуй! Господи прости!”, а лучше всего для всякого христианина – Иисусова молитва “Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного”, – вот это непрестанное призывание Бога со смирением, с помощью этих данных нам святыми отцами слов, вселит в наше сердце свет Божественной благодати.
Всякая наша молитва, всякое обращение к Богу не бывает неуслышанным. Бог слышит нас, даже если мы только на мгновение обратили наш мысленный взор к Нему, даже если часть некой слезы упала на сердце наше, даже если мы, обращаясь к Богу, признаем наше недостоинство перед Ним и окружающими людьми – это уже принимается Богом, как некое приношение Ему. Поэтому, дорогие мои, будем всегда призывать Бога в помощь нам. И Он, Живый в помощи, всегда даст нам силы совершать наш жизненный путь, наше служение Ему и наше служение ближним. Ведь так хорошо быть рядом с Богом, чтобы Он учил нас, чтобы он благословлял многие плоды нашей жизни, духовные плоды и все то жизненное, что необходимо для нашего спасения, а мы бы с благодарением относились к Нему и радовались нашей жизни.
Каждый из нас, дорогие мои, призван к тому, чтобы радоваться жизни, каждому мгновению ее, каждому дню – и солнечному, и пасмурному. И даже когда бывают невзгоды, которые приносят тьму, мы должны радоваться тому, что Господь посылает нам такое жизненное испытание, потому что Он – рядом. Не мы, а Он идет к нам, чтобы просветить нас, дать нам все необходимое для жизни вечной. Аминь.