Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 29 марта 2020 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в 4-ю Неделю Великого поста, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Святая Церковь предлагаем нам евангельскую историю об исцелении бесноватого юноши и о неверии отца этого юноши.

В главе Евангелия, в которой говорится об этом событии (Мк., 9: 17-31), Господь только что сходит с горы Преображения, на которой Его ученики Петр, Иаков и Иоанн видели Господа во всей слава Его. Господь с этой горы опять сходит в мир человеческих страданий и горя. И встречает мужчину, который очень обеспокоен здоровьем своего сына. Даже он, являясь неверующим человеком, понимает, что не своею человеческой силою этот юноша беснуется. Никакая наука не способна была объяснить силу, которая действовала в этом больном мальчике. Эта сила разрывала веревки, которыми юноша был связан, повергала его на землю, исторгала из юного человека невероятные звуки. Отец этого юноши прямо обращается к Господу: если можешь, помоги избавить моего сына от беснования.

Здесь проявились зачатки веры этого человека в бытие Божие. Уже на этом этапе он признает возможность воздействия злых духов на человека. И он прямо указывает Господу на причину этих болезней, немоты и глухоты, которые были с детства у этого юноши. Обращая внимание на духовное состояние этого мужчины, Господь говорит: если хоть сколько-то можешь веровать, веруй. И из глубины сердца этого человека, в отчаянии и безысходности исторгаются эти слова: Верую Господи, помоги моему неверию. Это не значит, что этот мужчина внезапно стал верующим человеком, нет. Он лишь просит Человека, которого видит перед собой, не понимая, что это Господь. Бог помогает отцу, укрепляя его в вере через исцеление сына. Чудо исцеления Он совершает без всяких условий. Он повелевает дьяволу изойти из человеческой природы этого юноши. И бесы, повергая юношу на землю и сотрясая его, исходят. Исходят потому, что им повелел так божественный голос. Бог наказывает дьявола за мучения, принесенные людям. Бесовские силы изгоняются из человека. Это наказание производится, когда Господь во славе Своей придет на землю судить живых и мертвых и окончательно осудит дьявола, так много сделавшего против рода человеческого.

Но в этой евангельской истории Господь укрепляет в вере человека, указывая на то, что единственным средством ко спасению является человеческое духовное восхождение, а пути этого восхождения – пост и молитва.

Отец юноши обращается к Господу со словами: я просил учеников Твоих исцелить моего сына, но они не смогли, и Господь говорит, почему это происходит: и ученики Спасителя до самого Его воскресения не до конца веровали в Его Божественную силу.

Подтверждение этому мы находит в продолжении евангельской истории – исцелив юношу, Господь входит в Капернаум. И мы видим, как ученики Христа спорят друг с другом о том, кто из них главнее, кто займет более почетное место у престола Божьего. И тогда Господь говорит им: хочешь быть первым, будь всем слугой.

Господь исцеляет этого юношу. Господь указывает отцу его и всем ученикам Своим, а вместе с тем и всем нам, что единственным средством духовного исцеления являются пост и молитва. И там, где нет нашего понуждения к молитве, происходит ослабление поста. И где нет послушания Богу, Его святой Церкви о необходимости соблюдать пост, там нет и горячей искренней молитвы к Богу.

Преподобный Иоанн Лествичник, который указал нам путь духовного восхождения к Богу, указывает и на эти три главнейшие этапа духовной жизни: первое – необходимость оторваться от мирских благ, привязанностей, грехов, связывающих нас с этим тленным миром, второе – послушание Богу через исполнение Его заповедей, и третье, самое высокое на этом пути духовного восхождения по лествице, – безмолвие. Это внутренняя сосредоточенность, искренняя молитва к Богу, богосозерцание, к которому мы должны подойти, пройдя первые две главные ступени нашей духовной жизни. Невозможно достичь созерцания Бога, не оторвавшись от плотского и не проявляя послушание Богу. Только в этой последовательности, и никак иначе возможно наше духовное восхождение.

Преподобный Иоанн Лествичник испытал на себе многое из того, о чем писал. В 16 лет уйдя из мира, он 20 лет находился в послушании у старца игумена, 40 лет провел в безмолвии, и лишь 3 года возглавлял Синайский монастырь.

Лично испытав на себе духовные наставления, которые оставил и нам, он убеждает не только нас вами, но и всех окружающих людей, в этом верном пути ко Спасителю нашему. Верный путь – только через наше восхождение по лествице духовной.

И пусть каждый из нас понимает, что это восхождение невозможно без нашего понуждения к молитве, без нашего послушания Богу, через исполнение заповедей Его, важнейшей из которых является любовь к ближним. Пусть наше неверие гасится искренней молитвой к Богу, простыми словами: Господи, помоги моему неверию. И Господь, видя наши немощи и недостатки, с одной стороны, и видя наше стремление к Нему, пусть самое малое, самое незначительное, укрепляет нас на этом пути. Он больше , чем мы, желает нашего с вами спасения. Он, Творец и Создатель, любящий Отец наш, ждет нас в Царствии Божием и помогает нам даже тогда, когда мы недостойны Его помощи.

Пусть же для нас пост и молитва станут верными духовными ориентирами, которые возведут нас в Царствие Небесное. Пусть посрамлено будет наше неверие в Божию силу и благодать, и пусть наши с вами усилия помогут Богу спасти нас. Спасение наше невозможно без нас самих. Пусть в нашем спасении поможет благодать Божия и наше усердие, которое возводит нас от благодати к благодати и дает Богу возможность спасти нас. Пусть Господь спасает нас, слыша наши молитвы и избавляя нас от всякого зла, всяких болезней, всяких испытаний, которые должны прийти на нас. Без испытаний мы не можем быть испытаны. Без испытаний мы, к сожалению, не стремимся к Богу и не проявляем наше покаяние. Пусть всякое испытание, которое Господь посылает нам, приведет нас к Богу и послужит нашему спасению. Аминь.

 

 

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста