Слово митрополита Исидора в Неделю 5-ю Великого поста, память Марии Египетской
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти Марии Египетской
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 5 апреля 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, вот уже 5-я Неделя Великого поста. На богослужениях мы много раз слышим песнопение “Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче”. В этой общей церковной молитве мы обращаемся к Богу, чтобы Он открыл нам двери покаяния, чтобы мы смогли подобрать ключ к этой двери, и, войдя в эту дверь, обрели в Боге спасение. Но что является ключом, который позволит нам открыть дверь покаяния?
В пятый воскресный день Великого поста Святая Церковь предлагает воспоминание о подвиге преподобной Марии Египетской, которая 47 лет подвизалась в пустыне и деятельным покаянием показала нам, как открывается дверь в Царствие Божие.
Преподобный Зосима, как мы знаем из жития, размышлял сам в себе: есть кто-то еще из подвижников, кто достиг больших успехов в духовном делании. И Господь, заботясь об участи преподобного Зосимы, через подвиг преподобной Марии показал, что Зосима не достиг совершенства, что есть более совершенные подвижники. Что на самом деле нет придела никакому совершенству, а есть наша способность всегда стремиться к этому совершенству, одного из уровней которого достигла преподобная Мария Египетская.
Святитель Феофан Затворник в толковании на сегодняшнее Евангельское чтение (Мк., 10: 32-45) указывает, что нашей греховной человеческой природе свойственно присваивать себе Божьи достоинства и Божью благодать, пытаться оценивать, на каком духовном уровне мы находимся. И через эту оценку присваивать себе высокое духовное достоинство. Кто-то из нас считает себя достигшим каких-то духовных высот, кто-то считает себя опытным делателем в молитве, искусным постником. Кто-то вообще себя считает безукоризненным человеком, особенно, те из нас, кто имеет значительный опыт в церковной жизни. Но при этом не мы сами имеем право и способность оценивать это духовное состояние, а лишь Господь указывает нам через наши недостатки, наши грехопадения на истинное состояние нашей души.
И вот преподобный Зосима, чтобы убедиться в том, что он достиг духовных высот, идет в пустыню по внушению Божьему. Встречает там подвижника, в котором он поначалу не узнает женщину, думая, что это какой-то пустынник, не известный ему. Но это – преподобная Мария, которая приобрела почти бестелесный ангельский вид через духовное пребывание в пустыне.
Нам сегодня предлагается Евангельское чтение от Марка, в котором ученики Спасителя Иаков и Иоанн с помощью матери своей обращаются к Спасителю по дороге в Иерусалим, когда Господь рассказывает ученикам о Своих вольных страданиях, о том, что Ему предстоит пережить смерть, распятие на Кресте, заушение от язычников, предательство своего народа. А они в этих обстоятельствах спрашивают Его совершенно о другом, не о духовном. И мы с вами понимаем, что не всегда в сердце апостолов преобладала устремленность к Богу, что они на путях своих размышляли и о телесном, тварном, эгоистическом. Иаков и Иоанн просят Спасителя о том, чтобы сесть по правую и левую руку во славе Его, думая, что Он идет в Иерусалим, чтобы воцариться в нем, чтобы быть окруженным этой славой и почестями. Но Господь восходит в Иерусалим для другой цели. Не для того, чтобы исполнить ожидания народа израильского о воцарении, избавлении от поработителей, но для того, чтобы пострадать ради человечества, чтобы искупить человечество от греха и от самой смерти. Но ученики пока не понимают этой подлинной цели Спасителя, потому что их человеческий поврежденный грехом ум неспособен вместить в себя совершенство Божией любви к человеческому роду. И мы с вами, подобно ученикам Христовым, еще тогда не просвещенным Духом Святым, не бываем способными вместить в себя эту Божию благодать.
Часто мы находимся в духовных заблуждениях, оправдываем, жалеем себя, проявляем нелюбовь к окружающим нас людям, но при этом мы преисполнены самомнения и гордости, думая, что достигли каких-то духовных вершин, не понимая, что валяемся на дне наших страстей и духовных немощей.
Преподобная Мария Египетская своим подвигом показывает нам, сколько трудов нужно приложить, чтобы встать с колен, сколько нужно сил, чтобы преодолевать страсти и похоти в самом себе, сколько сил нужно, чтобы преодолевать поврежденную грехом человеческую природу. Для этого требуются годы и годы. 47-летний период подвига преподобной Марии показывает, сколь многотрудно христианское делание, как непросто каждому из нас достичь каких-либо значимых духовных высот. Сколько самоотвержения и напряженной борьбы нам требуется, чтобы преодолевать нашу греховность! Но подвиг Марии Египетской доказывает, что это возможно, и если мы прилагаем даже самую малую толику усилий, то бываем поддерживаемы Господом. Мы бываем укрепляемы Его Божественной благодатью, получаем утешение на сердце, помощь в жизненных обстоятельствах, ту любовь и надежду, источником которых является только Сам Господь.
В оставшиеся дни Великого поста нам необходимо вновь провести экзамен нашей духовной жизни. Еще раз подумать, достигли ли мы каких-то духовных высот, справились ли с какой-то греховной стороной нашей жизни. Или все как было до начала Великого поста, так и осталось не исцеленным, неисправленным, неизменным в нашей душе. Но даже если это и так в нашей жизни, пусть никто из нас не отчаивается, потому что милосердный Господь ждет всякого грешника, в какой бы час он не пришел к Нему с покаянием. Но задача каждого из нас – не тянуть с покаянием, использовать всякий шанс жизни нашей, которая нам дается. Всякое мгновение жизни нашей думать о Боге, любить Бога и делать добрые дела.
Пусть образ преподобной Марии Египетской, пребывавшей в пустыне, для нас будет примером того, как и мы должны пребывать в пустыне. Вы знаете о том, что Святейший Патриарх Кирилл призвал всех нас следовать примеру преподобной Марии Египетской и водвориться в наши дома, как в пустыню. Но недостаточно, дорогие мои, просто прийти в пустыню. Как вы знаете, в пустыне часто находятся и разбойники, люди с иными, не благими целями. Пусть наше с вами “пустынничество” станем временем духовного пустынничества, нашего пустынничества телесного; пусть нищета духовная станет поводом для привлечения благодати Божией в нашу душу. Чтобы пребывание в пустыне телесной (наше телесное воздержание), наше соблюдение Великого поста через ограничение в телесных развлечениях, в пище, чтобы вот такое пустынничество телесное послужило нам во спасение. Чтобы никакие развлечения в этом пустынничестве не отвлекли нас от духовного созерцания, от наблюдения за самим собой, чтобы ничего не отвлекало нас от осуждения самих себя и через искренне покаяние обращение нас к Богу.
Пусть молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и преподобной Марии Египетской, память которой мы сегодня совершаем, Господь приведет нас на путь покаяния, откроет ключом божественной благодати эту дверь покаяния и сделает достойными вхождения нашего в Царствие Небесное. Аминь.